На вчерашнем заседании по вопросам развития транспортной отрасли о президентской поддержке законопроекта упомянули министр транспорт Евгений Дитрих и генеральный директор ОАО «РЖД» Олег Белозеров. Да и сам Владимир Путин дважды акцентировался на необходимости его окончательного утверждения парламентом уже в весеннюю сессию. По словам Е. Дитриха, его скорейшее принятие существенно продвинуло бы дело не только на БАМе, но и в целом в транспортном и другом строительстве.
Положения нового закона существенно расширяют возможности застройщиков и заказчиков великой инфраструктурной стройки, необходимой для расширения российского ресурсного экспорта в страны АТР, в деле отчуждения необходимых земельных участков, согласования сроков и характеристик строительства. В частности, закон упрощает процедуру получения согласований и проектной строительной документации и указывает, что в случае необходимости, она вообще может быть оформлена задним числом.
В пояснительной записке к законопроекту, поданной его инициаторами, существует некоторое противоречие. В частности, говорится, что он направлен на определение особенностей при строительстве объектов железнодорожной инфраструктуры до 1 января 2025 года, а также упоминается, что особенности, установленные законопроектом, предлагается применять при строительстве социально значимых, приоритетных проектов, которые будут утверждаться президентом Российской Федерации.
Если говорить об особенностях законопроекта, которые выделяют порядок строительства на Восточном полигоне из общепринятого порядка строительной деятельности в РФ, то следует упомянуть, что законопроектом предлагается установить следующие особенности:
– документация по строительству для целей инфраструктуры может быть утверждена при отсутствии данных проекта в документах территориального планирования;
– документация по планировке территории таких объектов инфраструктуры утверждается без проведения общественных обсуждений и публичных слушаний;
– для упрощения процедуры изъятия земельных участков определено, что решение суда об изъятии земельных участков в целях строительства приоритетных объектов инфраструктуры подлежит немедленному исполнению, обжалован может быть лишь размер компенсации;
– срок проведения государственной экологической экспертизы сокращается до 45 дней;
– процесс строительства возможно начинать до получения разрешения и получения результатов госэкспертизы.
Авторы законопроекта оправдывают такие исключения из общепринятого порядка проведения изыскательских и проектных работ тем, что его принятие будет способствовать эффективному развитию железнодорожного транспорта, его модернизации, а следовательно, выполнению национальных целей.
Принятый Госдумой 1 апреля в первом чтении законопроект, уже 10 апреля получил негативный отклик в экспертном заключении Совета при президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства. Входящие в этот общественный орган юристы отметили, что он не может быть поддержан по мотивам его полной концептуальной непригодности.
«Цели, ради которых могло бы отменяться действие обозначенных проектом актов законодательства, не оправдываются ни буквальным содержанием проектируемых положений, ни даже соображениями важности реализации приоритетных инфраструктурных проектов на железнодорожном транспорте», – отмечают участники Совета по кодификации.
С подобным подходом согласен генеральный директор Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин. Он считает, что внедрение в транспортное строительство методов чрезвычайных ситуаций может иметь далеко идущие негативные последствия для инвестиционного и экономического климата в стране.
«Да, на Восточном полигоне есть участки, реконструкция которых серьезно тормозится согласованием строительства в природоохранных зонах. Но полагаю, что сегодня мало кто просчитывает репутационные риски для нашей законодательной системы, которые могут возникнуть впоследствии», – прокомментировал он.
Несмотря на то, что формально закон вводится для решения проблем на БАМе, его принципы можно транслировать на строительство и в других регионах и сферах деятельности, что приведет к возведению в закон принципов чрезвычайщины.
«Я думаю, что решение о принятии поправок в ФЗ о ж/д транспорте в данном виде – это не совсем рациональное решение, и при желании правительство могло бы найти и применить более эффективные и правовые механизмы для ускорения хода реконструкции Восточного полигона, например инфраструктурные облигации, которые также были одобрены на совещании у президента и которые дают практически безграничные возможности для влияния на процесс строительства», – резюмировал свою позицию П. Иванкин.
В то же время в профессиональном сообществе транспортных строителей данную инициативу поддерживают и высоко оценивают. По мнению президента Союза строителей железный дорог и председателя Общественного совета ФАЖТ Геннадия Талашкина, его принятие – именно та мера, которая реально может способствовать ускорению реконструкции БАМа и Транссиба.
«Самый ценный ресурс в человеческой деятельности, в том числе и в экономике, – это время. А мы, к сожалению, серьезно отстанем в вопросе реконструкции Восточного полигона, если не примем этот закон. Наша экономика не сможет использовать свои конкурентные преимущества на мировых ресурсных рынках», – прокомментировал он свою позицию.
По словам Г. Талашкина, многие из тех принципов, что сегодня кодифицированы в законопроекте, уже опробованы на практике во время реконструкции главного хода Октябрьской дороги под высокоскоростное движение, во время олимпийской стройки в Сочи, где без принятия экстраординарных мер многое не смогли бы построить вовремя.
«Похожая ситуация сегодня существует на Восточном полигоне. Темпы строительства упираются в законодательные и подзаконные акты субъектов федерации, произвол каких-то местных чиновников, запутанную систему принятия согласований и решений. Поэтому создание особого законодательного режима для строительства такого крупного и значимого для экономики инфраструктурного объекта я считаю правильной и необходимой мерой», – уверен Г. Талашкин.
Представители отрасли считают, что строителей должны волновать сроки и качество работ, а не общественная реакция на процесс строительства, которую должны обеспечивать другие инстанции. Собственно, СМИ как раз и существуют для формирования и оценки общественных реакций на те или иные инициативы властей и профессиональных корпораций. В данном случае повлиять на решения, принятые на самом верху, уже никто не сможет. А вот предостеречь обе ветви нашей власти от экстраполяции решений, которые могут быть весьма эффективны в конкретном месте и времени, на все инфраструктурные проекты, должны. Давайте сначала завершим стройку на БАМе, оценим расходы, доходы и последствия, а только потом будет делиться опытом. Потому что либерализация чрезвычайщины может очень далеко завести.