Дорога к морю
Ситуация обсуждалась сегодня на заседании комитета по экономической политике Совфеда с участием делегации от Приморского края.
«В ближайшие 5-7 лет у нас мощности портов увеличатся с 150 млн до 300 млн т ежегодно. Соответственно вырастет объем таможенных поступлений в бюджет. Это показатель, который, к сожалению, при реализации любых программ Минтранса, будь то по линии Росавтодора или РЖД, никогда не учитывается, не взаимосвязан», – заявил губернатор Приморского края Олег Кожемяко.
Таможенные платежи за счет внешнеторговых операций через различные пункты пропуска Приморья в прошлом году превысили 800 млрд руб. В этом ожидается, что их объем составит более 1 трлн руб.
С постройкой новых терминалов и развитием действующих поступление таможенных платежей в бюджет сможет увеличиваться на 200-300 млрд руб. в год, сообщил губернатор региона.
Это нужно иметь в виду при решении проблем с финансированием транспортной инфраструктуры. «Недофинансирование инфраструктурных проектов создает барьеры для реализации тех инвестпроектов, для увеличения торгового оборота, и в общем-то, это сказывается на национальных интересах страны», – подчеркнул О. Кожемяко.
Так, возникла ситуация с дефицитом средств при реконструкции автодороги Владивосток – Находка. На ее завершение нужно порядка 200 млрд руб. В итоге возрастет внешнеторговый трафик в направлении портов Находкинского узла, что дополнительно принесет таможенных платежей в объеме 500-600 млрд руб. ежегодно, подсчитали в правительстве Приморья.
Другая проблема связана с развитием железной дороги. Сегодня у нее «запертые возможности», охарактеризовал губернатор, и не ясно, насколько она сможет обеспечить потребности новых терминалов. В сентябре откроется порт Суходол на 20 млн т, в ближайшие годы увеличит грузооборот на 15 млн т порт Вера, запланировано создание порта Аврора на 25 млн т нефти и 20 млн т угля.
«С учетом тех таможенных платежей, которые будут поступать в казну государства, нужны вложения в железнодорожные пути, не только это сделать на подходах к портам, но [необходимо] именно расширение Транссиба, Восточного полигона», – резюмировал О. Кожемяко.
Объемы отгрузки грузов в Приморье растут заметно, и этим нельзя не пользоваться, соглашается сенатор Андрей Кутепов. «Абсолютно правильно, что нужно обязательно скоординировать движение министерств и отчислений ФТС с дальнейшим развитием и перспективой развития перевалки грузов. Мы видим, что она только будет увеличиваться», – сказал он.
Без хмурых туч на границе
Кроме портов, острые потребности в развитии испытывают сухопутные погранпереходы. В настоящее время в Приморье активизировалась реконструкция автомобильных пунктов пропуска на границе с КНР. До этого работы шли крайне медленно.
«Когда рядом Китай, замечательная территория, современный пункт пропуска, и наш – какая-то хижина. Пора от слов переходить к делу… бывает просто стыдно перед нашими соседями», – сказала представитель Совфеда от Приморского края Светлана Горячева.
К 2026 году планируется завершить реконструкцию основной части сухопутных пунктов пропуска. Однако после их сдачи узким местом могут оказаться дороги регионального значения, ведущие к переходам.
«Получится диссонанс, когда Росгранстрой в установленные сроки построит современные пункты пропуска, которые позволят в 6 раз увеличить объем перевозимых грузов, увеличить таможенные платежи, а дорога будет находиться в плачевном состоянии. Решив вопрос на границе, мы не решим в целом с пропускной способностью», – сказал О. Кожемяко.
У региона есть предложение – либо передать эти автомобильные подъездные пути в федеральную собственность, либо выделить средства, чтобы синхронизировать работы по модернизации пунктов пропуска с развитием подходов.