Отметим, что в целом общий уровень показателя достаточно высок (входит в тройку лидеров). И часть отправителей отметили, что в III квартале по сравнению с предыдущим были замечены даже улучшения. «Ограничений особых мы не видим, а если они и есть, то обоснованны», – сообщил представитель щебеночного карьера. «Сейчас все заявки согласовываются беспрепятственно, можно получать любое количество вагонов. Если паузы иногда и возникают в постановке вагонов под погрузку, то это связано не с собственниками парка, а с работой РЖД, у которых просто не хватает локомотивов», – добавил другой респондент.
Кто-то и вовсе поставил здесь 100 баллов, преимущественно из-за оперативности согласования заявок внутри РФ, правда, добавив, что на экспорт было сложнее уехать. «Нам ведь надо 20% груза возить через порты стран Балтии. Такая логистика. Понятно, что нам разными способами ставят преграды, в том числе через квоты у ОАО «РЖД». Но тут мы понимаем – политика государства», – отметил грузовладелец. Впрочем, в другой компании возразили, что согласование на экспорт стало проще, потому что сегодня наблюдается недостаток грузопотока на Латвию.
«На зерновом рынке сейчас не так много грузов, поэтому объемы согласовываются гораздо быстрее», – объяснил респондент. Представитель металлургического комбината также подтвердил, что с экспортными отправками сроки согласования соблюдаются, внутренние тоже идут хорошо. Системных провалов нет, все решается по ходу дела и благополучно. «В основном у нас идут контейнерные маршруты, – отметил респондент. – Все очень оперативно согласовывают, за исключением тех случаев, когда объявляются конвенции или логический контроль».
Однако везло в III квартале далеко не всем. Как рассказал один из отправителей, ситуация почему-то ухудшилась, часто не согласовывают форму ГУ, поэтому он и поставил низкую оценку. «Причем хотим грузить и много отправляем, но это не учитывается. Для сравнения: когда был инвентарный парк, было проще», – добавил он.
В частности, у многих проблемы возникли на Дальневосточном направлении. «Ситуация стала хуже. Мы начали ездить на Дальний Восток – в Китай, через Гродеково. И сейчас все очень долго согласовывается – до 10 суток», – рассказал один из респондентов. Другой подтвердил, что по Дальневосточной железной дороге согласование заявок вообще никак не шло. «Мы подавали планы раз 15, нам отклоняли без объяснения причин. А на другие дороги согласовывают быстро», – отметил он.
Возможно, все дело в неблагоприятной климатической обстановке, наблюдавшейся этим летом в Сибирском и Дальневосточном регионах. «Число различных ЧС у нас просто зашкаливало: то затопления, то пожары, то взрывы, а наш груз (автомобили), как известно, продукция в рыночном смысле скоропортящаяся. Понятно, что форс-мажоры в договорах прописаны, но на само согласование заявок все эти чрезвычайные ситуации плохо влияли, – рассказал отправитель. – Причем пострадали не только мы». Как объяснил респондент, ключевым негативным моментом являлись сроки согласования, и задержки на 3–5 дней были фатальны. «У нас много клиентов-юрлиц, завязанных в госзакупках, и по договорам они могут разорвать контракт, если, например, чрезвычайная ситуация уже ликвидирована, а поставки все еще нет», – добавил он.
Очевидно, если бы не форс-мажоры, то оценка многих грузовладельцев была бы выше. «Понятно, что РЖД здесь не виноваты, но для нас важно, чтобы клиент получал груз вовремя, и это самый главный результат для оценки», – сообщили там.
Индекс качества – ежеквартальное исследование журнала РЖД-Партнер по оценке потребителями качества продуктов и услуг, ценовой политики, дополнительных сервисов и специальных предложений на рынке грузоперевозок магистральным железнодорожным транспортом.
По результатам анкетирования проводится расчет Индекса общего уровня удовлетворенности качеством услуг на основе среднего арифметического (простого). Данным индексом обобщаются мнения респондентов по критериям, относящимся к качеству сервиса, оказываемого клиентам железнодорожного транспорта.
В исследовании принимают участие 100 респондентов. Сбор данных выполняется в форме анкетирования и интервьюирования.
В рамках проведения исследования сформирована экспертная группа, задачей которой является анализ прозвучавших мнений и наблюдаемых тенденций.
Ознакомиться с сокращенной версией исследования можно здесь.