«Поскольку сегодня такие RFID-метки фактически не применяются и не являются обязательными, какой-либо ответственности за их отсутствие, умышленное повреждение или сокрытие не предусмотрено», – говорит Сергей Гебель, генеральный директор юридической компании «Гебель и партнеры».
Автоперевозчики уже разрабатывают схемы по обходу инициативы, которая, не исключено, получит одобрение на законодательном уровне. Возможно, RFID-метки частично или полностью приравняют к государственным регистрационным знакам, рассуждает С. Гебель.
«Практика показывает, что в России нередко вводят какой-либо запрет или устанавливают обязанность, но не предусматривают юридической ответственности за нарушение и неисполнение. Очевидно, что такие ограничения практически не соблюдаются и для большинства граждан не имеют никакого значения», – добавляет он.
Не исключено, что и в этом случае сначала введут обязательное оснащение государственных регистрационных знаков RFID-метками, а уже спустя годы предусмотрят возможность привлечения к административной ответственности за нарушения, говорит он. Участники рынка уже установили, что RFID-метки из-за малых размеров почти невозможно извлечь из государственного регистрационного знака. «Однако, как и любую другую электронику, метку можно вывести из строя даже небольшим физическим усилием или механическим повреждением либо заглушить иным методом. При этом необязательно, что это будет происходить вследствие умышленных действий водителя. Чип может быть поврежден и, соответственно, перестанет работать даже в результате небольшого ДТП», – говорит С. Гебель.
Рамки, которые защищает чип
RFID-метки, которые установят, возможно, в госзнаки, призваны защитить автоматические пункты весогабаритного контроля от нерадивых автоперевозчиков, которые скрывают номера. Однако сами автоперевозчики заявляют, что и автоматические пункты весогабаритного контроля не работают корректно. Штрафы доходят до 500 тыс. руб. И штрафуют водителей не всегда из-за перегруза.
Президент национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» Владимир Матягин говорит, что за два дня работы водитель получил штрафов на 6 млн руб. «Колеи и ямы сказываются на корректности взвешивания. Согласно инструкции колейность и уклоны в местах установки датчиков должны быть не более 3 мм, а они порой много больше», – объясняет он.
Участники рынка автоперевозок вызвали на встречу депутатов Госдумы. Они объяснили, что контролем за оборудованием по регламенту занимается только предприниматель, поставляющий это оборудование, и организация, на балансе которой стоит дорога, то есть исключительно заинтересованные лица. Между тем оборудование производит замеры и автоматически накладывает штрафы на автоперевозчиков, то есть водитель всегда виновен, даже когда невиновен. Он, конечно, может отказаться от штрафа. Но его необходимо оплатить в полном объеме и только потом идти за защитой в суд.