Нужно ли нам сегодня сохранять тот темп, который РЖД набрали в развитии контейнерных перевозок, с этого вопроса начал свое выступление А. Шило на недавно проходившей конференции, посвященной перевозке грузов в контейнерах.
«Какую цену мы готовы заплатить, чтобы этот темп перевозок сохранялся?» – этот вопрос он задал всем участникам конференции. В ответ – молчание. Заместитель генерального директора РЖД предложил подумать о реакции государства в целом, и рынка в частности на такой темп развития. Участники рынка уже значительный объем инвестиций направили в развитие контейнеризации, и процесс этот не останавливается, рынок реализует планы по развитию как контейнерного парка, так и сопутствующей инфраструктуры. А. Шило отдельно подчеркнул поддержку со стороны государства «как прямая так и косвенная, под косвенной я подразумеваю тариф. Готов подискутировать».
Если груз приходит в контейнере по технологическим причинам – скорость, удобство доставки, – то это правильная и эволюционно выверенная контейнеризация. Если груз переходит на контейнеры только из-за тарифа, то такое решение лишает систему баланса и стабильности. А баланс и стабильность для развития контейнерных перевозок необходимы, потому что набран высокий темп развития, и оставить его уже практически невозможно, отмечают участники рынка. Санкционные ограничения его даже развивают, потому что маршрут следования груза в контейнерах проще и быстрее перестроить.
«О факторах, которые надо учитывать. Существует некая разбалансировка как внутри контейнерной логистики, так и разбалансировки между видами транспортировки груза. Я могу вам честно сказать – это начинает вызывать некое не то чтобы неудовольствие, некоторое раздражение на рынке. И этот фактор надо учитывать», – продолжил А. Шило.
Контейнер по грузам оценивают
Учитывать надо и оценку вклада контейнера в экономику страны, отметил А. Шило. На рынке существует мнение, что грузы в контейнерах вносят мощный вклад в ВВП страны.
«Я могу сказать, что как только мы оказались в прошлом году с большим количеством лимитирующих ограничений, вопрос перестал быть очевидным. Потому что сегодня встает более сложная задача: что провезти лучше – или пиломатериал в контейнере на экспорт, или вывезти зерно. И эта задача раньше так не оценивалась. А теперь приходится давать на нее ответ тоже», – сказал А. Шило.
Выбор вида груза, размещаемого в контейнер, делает оператор. Есть такое ощущение, что контейнерные операторы менее чем другие отрасли оказывают социальную поддержку. А. Шило привел пример: контейнерный оператор сам принимает решение о том что именно погрузить в контейнер, который отправят на одном и том же контейнерном поезде, на одном и том же Восточном полигоне: или, например, пиломатериалы на экспорт, или продукцию, необходимую по программе северного завоза.
«Вот эта вот неурегулированность определенная, она, поверьте, уже начинает вызывать вопросы и вызывает зуд с точки зрения, давайте порегулируем», – добавил он.
За первые два месяца 2024 года перевезено на 11% больше контейнеров, чем в 2023 году, до 1,2 млн ДФЭ, из них 895 тыс. ДФЭ – груженые. А. Шило подчеркивает, растет и количество контейнеров, перевезенных в контейнерных поездах, и количество сформированных контейнерных поездов. Итого перевезено 805 тыс. ДФЭ, что на 5,7% больше, чем в аналогичный период прошлого года. На станциях сети РЖД сформировано почти 5 тыс. контейнерных поездов, что на 6,7% больше чем годом ранее. Согласно данным от РЖД, растет и маршрутизация во внутрироссийском сообщении, сегодня она достигла показателя в 44%, это на 0,7% больше прошлогоднего значения. Вопросами маршрутизации «надо заниматься с двух сторон», отметил А. Шило. Он подчеркнул, что не только РЖД надо быть более гибкими.
«Вы знаете, что мы, протестировав несколько месяцев жесткую длину контейнерного поезда, пошли навстречу по ряду направлений и где-то сделали ее гибкой. Но, считаю, и работа с клиентом по укрупнению партий – это то, чем должен заниматься контейнерный оператор», – заявляет он.
Контейнерный оператор должен взять на себя также вопросы как по сортировке груза, так и по его переработке в пути следования. А также взять на себя часть вопросов по инвестициям в инфраструктуру.
«Правильно стремиться «выжимать» из инфраструктуры все что возможно. Но понимая, в каких условиях мы все работаем, надо предусматривать инвестиции в инфраструктуру как общего, так и необщего пользования», – заявил А. Шило.
Я в компании РЖД больше всего заинтересован в развитии контейнерных перевозок не потому, что с искренним уважением отношусь к операторам и грузовладельцам, а потому что считаю, что этот сегмент крайне важен на будущее, чтобы сохранить конкурентоспособность в последующие периоды, резюмировал А. Шило.