Независимый топливный союз обратился к премьер-министру Михаилу Мишустину с предложениями как по срочным мерам для стабилизации ситуации на рынке топлива, так и о необходимости системного подхода к решению накопившихся проблем.
По оценке НТС, причины текущей аномалии – это сохранение и усугубление налогового диспаритета между внутренним и внешним рынками, что выражается в росте индексов экспортной альтернативы (нетбэков). Другими словами, при поставке нефтепродуктов на экспорт налоговая нагрузка ниже, чем при поставке на внутренний рынок, а разница экспортных пошлин на нефтяное сырье и нефтепродукты не стимулирует отечественные нефтяные компании сохранять необходимые объемы переработки.
Нетбэки растут по нескольким причинам. Во-первых, это очередное плановое повышение на 4% акцизов на бензин и дизельное топливо, которое произошло с 1 января 2021 года. Акцизы на автомобильный бензин пятого экологического класса выросли до 13 262 руб./т, а на дизельное топливо – до 9188 руб./т. Также с 1 января 2021 года были увеличены параметры формулы расчета демпфирующих надбавок к возвратному акцизу для автомобильного бензина и дизельного топлива. Во-вторых, рост цены на нефть марки Urals на 20% на мировых рынках, которая по состоянию на середину марта закрепилась на уровне $67–$68 за баррель. В-третьих, снижение корректирующего коэффициента в формуле расчета значений экспортных пошлин. Наконец, валютные интервенции Минфина, которые не дают рублю значительно укрепиться, в пользу чего говорят фундаментальные факторы валютного курса.
«На этом фоне заявляемые регуляторами меры похожи на пляски с бубном, суть которых сводится к тому, чтобы убедить нефтяные компании увеличить объемы поставок на внутренний рынок при минимальных преференциях для них», – отмечают в НТС.
По оценке союза, текущее увеличение обязательных нормативов объемов реализации на АО «СПбМТСБ» в рамках совместного приказа ФАС и Минэнерго не привело к расширению предложения и корректировке цен на бирже. При восстановлении спроса со стороны потребителей не произошло возрождения производства нефтепродуктов после прошлогоднего спада из-за пандемии коронавируса. Отметим, что нормативы у нас привязаны к текущему объему производства. Так, в январе 2021 года общий объем реализации на АО «СПбМТСБ» АИ-92 и АИ-95 был ниже на 44,0 и 23,8% относительно января 2018 года, ниже на 35,2% и больше на 0,8% относительно января 2019 года и ниже на 32,4 и 5,6% относительно января 2020 года соответственно.
«В свою очередь, разрабатываемая в настоящий момент корректировка параметров демпфера тоже не даст ожидаемого эффекта. Фактически эта мера незначительно повысит рентабельность нефтепереработки, но без дополнительного фискального стимула не следует ожидать тех объемов, которые необходимы для перекрытия повышения спроса в высокий сезон. Пора уже расстаться с губительным для экономики страны мифом о том, что демпфирующий механизм положительно воздействует на динамику топливных цен. В 2020 году демпфер стал налогом на кризис для отечественных нефтяных компаний, которые в условиях резкого падения доходов вынуждены были вносить дополнительные платежи в бюджет. При этом смешно подавать в качестве достижения рост цен на топливо ниже уровня инфляции, когда они должны были падать при таком резком падении стоимости нефти. Топливный кризис 2018 года был преодолен путем оперативного снижения ставок акцизов на топливо, поэтому решение грядущего кризиса лежит именно в фискальной плоскости» – такой позиции придерживаются члены НТС.
В преддверии начала сезона высокого спроса на топливо НТС предлагает принять следующие срочные меры. Во-первых, снизить ставки акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо пятого экологического класса. По оценке НТС, это снизит нетбэки и расширит маржинальность НПЗ, повысив привлекательность поставок на внутренний рынок. Во-вторых, союз предлагает отменить демпфер или скорректировать его значения с учетом отраслевых ожиданий, «а не лишь согласно логике Минфина, которая вот уже третий год доказывает свою несостоятельность». В-третьих, эксперты считают необходимым увеличить нормативы обязательных объемов реализации на АО «СПбМТСБ» до 25% по бензинам и 15% по дизельному топливу. При этом действие фискального стимула необходимо сохранить лишь для тех НПЗ, которые выполняют указанный норматив.
«Предлагаемые союзом срочные меры позволят повернуть ценовую динамику на бирже и тем самым избежать топливного кризиса. Необходимо решать проблему фискального диспаритета, а не заниматься опасными экспериментами. В конечном счете регуляторы все равно будут вынуждены в авральном порядке реализовывать наши предложения, но в совершенно другой социально-политической ситуации. Топливному рынку сегодня требуются системный редизайн, о чем мы всегда говорили, говорим и будем говорить. Надеюсь, что голос разума будет услышан нашим правительством», – заявил Павел Баженов, президент Независимого топливного союза.