По данным Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, за 10 месяцев 2023 года на железнодорожном транспорте допущено 15 происшествий: 11 крушений и 4 аварии. Из них 4 – по причине вмешательства посторонних лиц в деятельность ж/д и 11 (8 крушений и 3 аварии) из-за нарушений требований законодательства. За аналогичный период 2022 года только по причине нарушений законодательства произошло 13 происшествий (9 крушений и 4 аварии). Общее количество ЧП снизилось на 15%.
«Основными причинами возникновения транспортных происшествий на железнодорожном транспорте являются: нарушение технологии производства маневровой работы и нарушение правил текущего содержания железнодорожного пути», – сообщили РЖД-Партнеру в пресс-службе Ространснадзора.
Почти ежедневно транспортные прокуратуры регионов публикуют данные о сходе вагонов в том или ином месте. Лица, знакомые с ситуацией, подтверждают – чаще всего это случается из-за несоответствующего нормативам содержания ж/д полотен, недостаточно качественного ремонта подвижного состава, невнимательности сотрудников.
Посильная профилактика
Ведомство проводит профилактическую работу для предупреждения нарушений безопасности движения. Так, за 10 месяцев в общей сложности проведено почти 5 тысяч надзорных мероприятий. К ответственности привлекли 117 юридических лиц, 2074 должностных лица, 687 физических лиц, 4 индивидуальных предпринимателя.
Кроме того, для усиления контроля в марте Минтранс утвердил приказ (от 07.03.2023 г. № 70), в соответствии с которым «срабатывание» индикатора риска нарушения (например, выявление двух случаев схода состава в течение года со дня первого случая такого схода из-за технической неисправности в результате некачественно проведенного ремонта или обслуживания) является поводом для проведения внеплановых контрольных надзорных проверок. С момента вступления в действие приказа установлено 18 фактов соответствия. Проверки проведены в отношении 26 локомотиворемонтных и 17 вагоноремонтных предприятий.
На 2024 год для исключения происшествий на ж/д транспорте сформирован и проходит согласование с органами прокуратуры План проведения плановых контрольных мероприятий в отношении объектов, имеющих чрезвычайно высокую и высокую категорию риска. Разрабатываются новые индикаторы риска, направленные на выявление нарушений обязательных требований не только у организаций, осуществляющих эксплуатацию инфраструктуры и ремонт подвижного состава, но и у иных участников перевозочного процесса, и другое.
Неутешительная статистика
В 2023 году вследствие происшествий один работник ж/д транспорта погиб, еще одному причинен тяжкий вред здоровью. В 2022 году эти показатели составляли 1 и 4 соответственно.
«Вопросы профилактики и учета случаев непроизводственного травматизма возложены на субъекты железнодорожного транспорта», – подчеркнули в пресс-службе Ространснадзора.
Ситуацией с травмированием крайне озабочены РЖД. Недавно пресс-служба компании опубликовала ряд пресс-релизов, рассказав о ситуации на объектах ж/д инфраструктуры. Так, за 10 месяцев на Восточно-Сибирской магистрали зарегистрировано 40 несчастных случаев с участием пешеходов, из них 23 – со смертельным исходом. Среди пострадавших – двое несовершеннолетних.
«Причиной большинства происшествий стало пренебрежение гражданами правилами безопасности и пересечение железнодорожного полотна в неустановленных местах. Основными причинами несчастных случаев с несовершеннолетними стали зацепинг и оставление детей в опасной зоне», – говорится в сообщении.
Неутешительную статистику представила и Забайкальская железная дорога, подчеркнув, что количество несчастных случаев с января по октябрь по отношению к этому же периоду прошлого года увеличилось на 28%. 21 человек пострадал в Амурской области (в 2022 году – 12), 11 – в Забайкальском крае (в 2022 году – 13). Травмы, несовместимые с жизнью, получили 22 пострадавших (в прошлом году – 18).
В регионе также наиболее частой причиной инцидентов называют попытку пересечь ж/д пути в неустановленных местах или перед близко идущим поездами.