Согласно прогнозу «Эксперт РА», в 2020 году ж/д сегмент продолжит сокращаться вследствие дальнейшего роста профицита подвижного состава из-за падения погрузки на сети РЖД. Основной причиной снижения погрузки во многом является падение спроса на ключевые грузы: каменный уголь, нефть и нефтепродукты. При этом сокращение погрузки данных товаров в текущем году усилится ввиду усугубляющихся рисков для мировой экономики из-за пандемии и обострения ценовой войны на нефтяном рынке. Кроме того, падение арендных ставок на фоне роста эксплуатационных затрат также повлечет снижение спроса на лизинг полувагонов со стороны клиентов. Однако Д. Ивантер подчеркивает, что ситуация с падением ставок пока далека от критической: лизинговые платежи обслуживаются, а графики платежей подстроены так, чтобы нагрузка на бизнес была разумной и равномерной. «У нас нет ни одного клиента в острой фазе, который собирался бы выходить из бизнеса и возвращать подвижной состав. Ситуация не такая критичная. В предыдущие годы вследствие высоких цен на товары, перевозимые по железной дороге, был экстремально высокий спрос на подвижной состав. Сейчас он возвращается к равновесному состоянию. В нем ставки доходности ниже пиковых, но они дают комфортную возможность вести бизнес нашим клиентам», – добавляет генеральный директор АО «ВТБ Лизинг». Тем не менее влияние перечисленных факторов приведет к сжатию ж/д сегмента более чем на 40%, считают аналитики «Эксперт РА». При этом профицит вагонов и неопределенность относительно объема перевозок будут способствовать повышению спроса со стороны ж/д операторов на оперативный лизинг.
Драйверу рынка – автолизингу – из-за продолжающихся падений продаж как грузовых, так и легковых автомобилей также будет сложно показать темпы прироста. «В России из пяти дилерских центров четыре просто не работают, а значит, мы не можем в них покупать автомобили для наших клиентов и передавать их в лизинг. Эксперты говорят, что автодилерский рынок может испытатать действительно шоковое потрясение, и от 30 до 40% дилеров могут остановить свою деятельность, что, конечно, скажется на рынке лизинга», – комментирует Д. Ивантер. Кроме того, определенные ограничения, направленные на физическую работу с имуществом, которые введены для сдерживания угрозы распространения коронавируса, не дают лизинговым компаниям реализовать весь цикл обслуживания для клиентов, например в вопросе выдачи автомобилей. «Сегодня автомобильный бизнес практически полностью остановился, мы можем только обслуживать автомобили, но не продавать. Запуск онлайн-продаж в сравнении с ожидаемыми объемами продаж это, как говорится, как мертвому припарка. Чем крупнее бизнес в этом сегменте, тем сложнее приходится компании», – рассказывает Руслан Абдулнасыров, владелец компании «Автосеть.рф».
Еще в конце марта стало очевидно, что сильно пострадает сегмент авиализинга. В апреле авиакомпании потеряли 95% пассажирооборота, а значит, доходная база сократилась до критического уровня. Одна из ключевых статей расходов для авиакомпаний – текущие лизинговые платежи. «Естественно, мы принимаем решения о смягчении условий для пострадавших компаний. К примеру, у компании «Аэрофлот», нашего крупнейшего клиента, 67 судов находятся в лизинге. Мы достигли соглашения о переносе платежей в размере $190 млн на ближайшие полгода. Подобное соглашение достигнуто и с АК «ЮТэйр», – добавляет Д. Ивантер. Однако даже такие меры не смогут замотивировать авиакомпании приобретать новые суда. Субсидии авиакомпаниям в размере 23 млрд руб., которые недавно анонсировал президент России Владимир Путин, будут предоставлены на погашение расходов авиакомпаний с февраля по июль, но эксперты скептически оценивают реальную эффективность данных мер с учетом прогнозируемых потерь более 100 млрд руб.
«Пандемия вызвала снижение экономической активности в большинстве секторов. Очевидно, что рецессия и увеличение безработицы в мире будут иметь достаточно серьезный уровень. Бизнесу необходимо искать новую модель ведения бизнеса», – подводит итог Д. Ивантер.