Политика регуляторов сменилась с 2022 года. В 2023 году мировыми индикаторами при установлении цен на территории РФ пользоваться нельзя, об этом Кирилл Дозмаров,
партнер и адвокат Kulik & Partners Law.Economics, научный сотрудник Центра исследований конкуренции и экономического регулирования РАНХиГС при Президенте РФ рассказал на Международной конференции «Рынок нефтепродуктов России и СНГ». С его слов, Индекс экспортно-импортного паритета становится практически неприменим. Более того, с его слов, участники рынка должны отказаться от привязки цен по внутренним контрактам к зарубежным ценовым индикаторам и курсам валют. Россия нуждается в суверенной системе индикаторов, настаивает эксперт. Тезисы по переходу к национальным ценовым индикаторам на топливо перечислил в презентации (есть в редакции РЖД-Партнера).
«Суверенная система индикаторов снижает риски манипулирования, позволяет эффективно управлять рыночными рисками, а появление отечественных индикаторов позволит снизить зависимость экономики от мировых цен», – перечислил он в своей презентации.
Российские производители топлива должны в новой экономической парадигме получить новый приоритет: поставки дизтоплива и автобензина в первую очередь должны направляться не на внешние рынки, а на внутренний.
«Де-факто – вовлечение антимонопольного органа в решение хозяйственных споров», – продолжил К. Дозмаров.
Однако смена бизнес-моделей, сформированных за 30 лет рынка, принесет рынку дополнительные издержки, тут же добавил он. В их числе – уменьшение ассортимента продукции, переход на менее технологическую продукцию, общая невостребованность продукции и срыв производственных планов, а также снижение рентабельности продаж, и все это приведет к потере экспортных рынков, снижению конкурентоспособности. Эксперт рассказал о запланированном снижении инвестиционных программ.
«Скорректированы требования к нефтяным компаниям по обязательной продаже дизеля и бензина 5-го класса на биржевых торгах. Доля продажи бензина увеличена с 13 до 15%, дизеля – с 9,5 до 12,5%», – продолжил К. Дозмаров.
Топливные операторы ждут роста конкуренции
За последний год в России число АЗС выросло на 36%, почти до 25,4 тыс. Однако рост числа АЗС идет за счет увеличения газовых автозаправочных станций – до 4,9 тыс., рост – 81%. Это позволило повысить объем реализации СУГ до 2,1 млн т, что почти на 2% больше по уровню год к году. А объем продаж топлива снизился на 2,6%, до 30 млн т. Из них бензин – 16,9 млн т, что на 3% меньше чем годом ранее, и 11 млн т дизтопливо, что на 2,4% меньше чем годом ранее. Эксперты подчеркивают, в 2023 году 7 из каждых 10 марок автомобилей, въезжающих на автозаправки, допускают использование АИ-92. Для сравнения, два года назад этот показатель – 3 из каждых 10. За два последних года выросла доля китайских автомобилей, с 8 до 38%, а доля европейских автомобилей снизилась с почти 70 до 30%.
«Развитие и «усложнение» рынка топливных агрегаторов требует выработки сбалансированной стратегии взаимодействия с ними, в основе которой необходимость использования потенциала агрегаторов для поддержки объемов собственной реализации», – утверждают эксперты.
Участники рынка заявляют, физические лица тоже перестают быть главными пользователями АЗС. И по мнению аналитиков рынка, в 2024 году тенденция по дальнейшему снижению объемов продаж в сегменте «физические лица» сохранится. На рынок выходят средние технологичные компании, которые выходят из бизнеса грузоперевозок и начинают фокусироваться на экспедиторских услугах. А это значит, сообщают аналитики, топливным операторам необходимо подготовиться к постепенному снижению контроля над клиентской базой, и, как следствие, к снижению эффекта от инвестиций в собственный маркетинг. А последний показатель в свою очередь обострит конкурентную борьбу.