+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
22.12.2023 17:37:58
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Рынок требует разработать национальные ценовые индикаторы на топливо

Цены на бензин автомобильный выросли за период с 12 по 18 декабря в 37 российских субъектах: в Адыгее – на 0,6%, в Пермском крае – на 0,4%. Одновременно в этот же период топливо подешевело на 3,3% в Чечне, и в Тыве – на 1,4%. Участники рынка заявляют о необходимости разработки национальных ценовых отраслевых индикаторов.
Рынок требует разработать национальные ценовые индикаторы на топливо
Изоляционизм или протекционизм

Политика регуляторов сменилась с 2022 года. В 2023 году мировыми индикаторами при установлении цен на территории РФ пользоваться нельзя, об этом Кирилл Дозмаров,

партнер и адвокат Kulik & Partners Law.Economics, научный сотрудник Центра исследований конкуренции и экономического регулирования РАНХиГС при Президенте РФ рассказал на Международной конференции «Рынок нефтепродуктов России и СНГ». С его слов, Индекс экспортно-импортного паритета становится практически неприменим. Более того, с его слов, участники рынка должны отказаться от привязки цен по внутренним контрактам к зарубежным ценовым индикаторам и курсам валют. Россия нуждается в суверенной системе индикаторов, настаивает эксперт. Тезисы по переходу к национальным ценовым индикаторам на топливо перечислил в презентации (есть в редакции РЖД-Партнера).

«Суверенная система индикаторов снижает риски манипулирования, позволяет эффективно управлять рыночными рисками, а появление отечественных индикаторов позволит снизить зависимость экономики от мировых цен», – перечислил он в своей презентации.

Российские производители топлива должны в новой экономической парадигме получить новый приоритет: поставки дизтоплива и автобензина в первую очередь должны направляться не на внешние рынки, а на внутренний.

«Де-факто – вовлечение антимонопольного органа в решение хозяйственных споров», – продолжил К. Дозмаров.

Однако смена бизнес-моделей, сформированных за 30 лет рынка, принесет рынку дополнительные издержки, тут же добавил он. В их числе – уменьшение ассортимента продукции, переход на менее технологическую продукцию, общая невостребованность продукции и срыв производственных планов, а также снижение рентабельности продаж, и все это приведет к потере экспортных рынков, снижению конкурентоспособности. Эксперт рассказал о запланированном снижении инвестиционных программ.

«Скорректированы требования к нефтяным компаниям по обязательной продаже дизеля и бензина 5-го класса на биржевых торгах. Доля продажи бензина увеличена с 13 до 15%, дизеля – с 9,5 до 12,5%», – продолжил К. Дозмаров.

Топливные операторы ждут роста конкуренции

За последний год в России число АЗС выросло на 36%, почти до 25,4 тыс. Однако рост числа АЗС идет за счет увеличения газовых автозаправочных станций – до 4,9 тыс., рост – 81%. Это позволило повысить объем реализации СУГ до 2,1 млн т, что почти на 2% больше по уровню год к году. А объем продаж топлива снизился на 2,6%, до 30 млн т. Из них бензин – 16,9 млн т, что на 3% меньше чем годом ранее, и 11 млн т дизтопливо, что на 2,4% меньше чем годом ранее. Эксперты подчеркивают, в 2023 году 7 из каждых 10 марок автомобилей, въезжающих на автозаправки, допускают использование АИ-92. Для сравнения, два года назад этот показатель – 3 из каждых 10. За два последних года выросла доля китайских автомобилей, с 8 до 38%, а доля европейских автомобилей снизилась с почти 70 до 30%.

«Развитие и «усложнение» рынка топливных агрегаторов требует выработки сбалансированной стратегии взаимодействия с ними, в основе которой необходимость использования потенциала агрегаторов для поддержки объемов собственной реализации», – утверждают эксперты.

Участники рынка заявляют, физические лица тоже перестают быть главными пользователями АЗС. И по мнению аналитиков рынка, в 2024 году тенденция по дальнейшему снижению объемов продаж в сегменте «физические лица» сохранится. На рынок выходят средние технологичные компании, которые выходят из бизнеса грузоперевозок и начинают фокусироваться на экспедиторских услугах. А это значит, сообщают аналитики, топливным операторам необходимо подготовиться к постепенному снижению контроля над клиентской базой, и, как следствие, к снижению эффекта от инвестиций в собственный маркетинг. А последний показатель в свою очередь обострит конкурентную борьбу.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions