По словам специалиста, Китай по уровню цифровизации транспортных и таможенных процессов на границе с Россией за последние пять лет не продвинулся ни на шаг. Российская сторона для удобства операторов действует так: до Забайкальска или ст. Камышовая поезд с грузами идет по электронным документам, а там их заменяют на бумажные.
Но Китай – это еще не самый тяжелый случай. Есть еще Монголия, Туркмения в Средней Азии и Иран на юге. Тяжело продвигается процесс цифровизации даже в Казахстане, который входит в ЕАЭС и другие интеграционные структуры. С Казахстаном проблема не в его отсталости, а в том, что у разных стран ЕАЭС – разное законодательное описание цифровой подписи. Этот вопрос планируется решить уже в 2023 году, после чего количество грузов, идущих по электронным накладным, всего за 12 месяцев увеличится с 25 до 80%.
С остальными участниками растущего товарооборота сложнее. Поэтому у РЖД и ФТС возникла идея – заказать для восточных южных партнеров электронные инструменты, которые можно было бы экспортировать. Отечественные разработчики ПО уже завершили работу и тестируют систему.
Как рассказал РЖД-Партнеру начальник службы организации таможенного контроля Центральной энергетической таможни ФТС Сергей Бирюков, весь софт в ведомстве уже много лет отечественный. Рабочая группа ФТС и РЖД усовершенствовала его до такой степени, что 94% всех накладных и деклараций можно оформлять без участия человека, а продолжительность такой операции – от 2 до 4 минут. Вопрос – за зарубежными партнерами и их готовностью воспользоваться такими удобствами.
Кроме того, цифровизация прогрессирует на стыке «железная дорога – порт». Уже несколько дальневосточных терминалов оснащены электронным оператором. Он получает информацию от РЖД еще на стадии погрузки вагонов и в зависимости от загруженности причалов и даже погоды автоматически определяет порядок подачи поездов.