«Но важно понимать, что такой способ существенно снижает провозную мощность по Восточному полигону, потому что каждая нитка графика контейнерного поезда везет меньший объем груза», – говорит А. Шило.
Чтобы выйти на объемы в 6,5 тыс. TEU, предложено вывозить контейнеры в соединенных контейнерных поездах. Для этого необходимо ежесуточно увеличивать число поездов до восьми. Но в этом случае РЖД необходимы дополнительные инвестиции для строительства через каждые 150 км железнодорожных станций, которые нужны или для проведения специальных операций с поездом, или для возможности обогнать эти длинные поезда. Есть второй вариант, но его А. Шило назвал самым плохим.
«Мы сохраняем 22 нитки в графике, а вывозить нужно все равно 6,5 тыс. TEU. Это значит, необходимо ежесуточно отправлять до 25 контейнерных поездов, состоящих из полувагонов», – продолжает он.
Этот вариант плох, потому что он не решает вопрос диспропорции экспорта и импорта. В 2022 году эту проблему убрали за счет использования при перевозках контейнера другого типа, в частности, за счет вывоза контейнеров в полувагонах. Обсуждали схемы использования для транспортировки контейнеров, в том числе лесных платформ, отмечает А. Шило.
У РЖД нет проблем с точками входа грузов: дефицита тыловых терминалов на Дальнем Востоке нет, их 16 на 12 железнодорожных станциях Находкинского и Владивостокского узлов. Находка может отправлять восемь и еще 17 грузить во Владивостоке, говорит гендиректор «Фининвеста» Александр Кахидзе.
«А терминал в Артеме может грузить порядка 15–17 поездов с полувагонами ежесуточно», – объясняет эксперт.
Но терминал в Артеме только начинают строить, сейчас заканчивается этап проектных работ. Уже получена земля, закончены изыскания, говорит А. Кахидзе. В проект на начальном этапе инвестировано порядка 2 млрд руб.
Заявлено также, что контейнеры далее будут идти в хаб Новосибирска, где их будут перерабатывать, в том числе для исполнения технологии перегрузки контейнеров из полувагонов на фитинговые платформы.
«Терминал в Новосибирске крайне необходим с точки зрения исполнения этой технологии. Все операторы ждут запуска терминала в Новосибирске», – говорит он.
В строительство терминала в Новосибирске инвестировано 6,5 млрд руб. Запуск первой очереди по плану – конец III квартала 2023 года. Всего предусмотрено четыре очереди. Терминальная инфраструктура строится долго, до 5 лет, говорит А. Кахидзе.
«На соответствующий уровень обработки терминальная инфраструктура выходит только через 5 лет», – добавляет он.