«Сегодня сама величина неустойки настолько мала, что дает возможность злоупотреблять нормой, при которой объем всех поступивших в РЖД заявок на лимитирующее направление, в том числе завышенных, уменьшается между грузоотправителями пропорционально, что существенно ухудшает условия обслуживания для добросовестных грузоотправителей», – говорит представитель компании.
Напомним, что власти планируют изменения в Устав железнодорожного транспорта, утверждаемый федеральным законом, чтобы повысить штраф за невыполнение перевозчиком или грузоотправителем заявки, принятой РЖД на перевозку грузов. Сейчас он составляет 10 руб. за каждую непогруженную тонну груза и от 50 до 200 руб. за непогруженный контейнер. Обсуждается увеличение штрафа в 5 раз.
В РЖД отмечают, что в условиях наличия на российских железных дорогах лимитирующих направлений грузоотправители нередко завышают имеющуюся у них грузовую базу, создавая для себя некий резерв, который впоследствии не используется, либо используется не в полном объеме.
«Распределение пропускных и перерабатывающих возможностей инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования осуществляется в данной ситуации на основе недостоверной информации, что не только существенно осложняет работу перевозчика, но и ущемляет интересы иных грузоотправителей, которые планируют отгрузку, не завышая свою грузовую базу. Инфлирование заявок приводит к прямым потерям перевозчика, так как он планирует все ресурсы под соответствующие объемы погрузки конкретным грузоотправителем по конкретному направлению», – говорят в монополии. Так, например, в прошлом году в РЖД поступило заявок на перевозку угля в 4 раза больше, чем добывается в России.
В РЖД добавляют, что законопроект предлагает в 5 раз увеличить ответственность как грузоотправителей, так и перевозчика за невыполнение согласованной заявки на перевозку грузов.
«Что касается размера этой ответственности, то он не пересматривался фактически с 1998 года и был заимствован еще из положений ст. 105 федерального закона от 8 января 1998 г. № 2 «Транспортный устав железных дорог Российской Федерации» (с 2003 г. утратил силу в связи с принятием нового Устава), в связи с чем рассматриваемая финансовая мера воздействия, по сути, себя изжила. Например, на сегодняшний день ответственность за невыполнение заявки на перевозку 60 т груза в одном вагоне составляет всего 600 руб.», – разъясняет представитель РЖД.
В целом предлагаемая мера, по мнению руководства холдинга, будет создавать мотивацию для сторон к рациональному использованию ресурсов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.