Однако, как полагают эксперты, на сети можно было бы сгладить сложившиеся дисбалансы, если бы тарифная политика ОАО «РЖД» строилась на прогнозах, более чутко отражавших структуру предложения и спроса.
Металл не выдержал цены
Начнем с номенклатуры, по которой зафиксирован достаточно глубокий провал, – черных металлов. Их погрузка на сети РЖД в ноябре текущего года снизилась до 61,3 млн т (-5,7% к аналогичному периоду прошлого года). Обвал рынка произошел в II полугодии. А пик произошел в октябре, когда погрузка спикировала вниз на 8,9%.
По данным ОАО «РЖД», в основном просел экспорт: в январе – октябре погрузка в направлении российских морских портов и сухопутных погранпереходов снизилась на 17,6% из-за неблагоприятной конъюнктуры мирового рынка. Таким образом, все списывается на перепроизводство черных металлов в мире, что вынудило заводы с августа сокращать выплавку для стабилизации цен. Причем кризис охватил страны не только Евросоюза, но и Восточной Азии.
Правда, стоит отметить, что в отдельных нишах наблюдалось и некоторое оживление: к примеру, осенью был зафиксирован всплеск вывоза труб и металлоконструкций на экспорт. Этим сумели воспользоваться на сети РЖД. Например, по данным информационно-справочного портала «Железнодорожные перевозки», рост погрузки в ноябре по трубам на 15% и металлоконструкциям – в 1,8 раза.
Таких ниш могло быть и больше. Однако часть экспортных потоков черных металлов переключилась на водные дороги. Причем, как отметил представитель одной судоходной компании, чаще всего это были смешанные цепочки с участием речного и автомобильного транспорта. Причина в том, что здесь перевозчики проявили гибкость в тарифах по сравнению с железной дорогой.
И вот что любопытно: разница в тарифах примерно соответствовала размеру экспортной надбавки, вшитой в тариф ОАО «РЖД» на 2019 год. Иными словами, не будь ее, меткомбинаты смогли бы с высокой долей вероятности отправить больше своей продукции на экспорт по сети РЖД.
Куда ушли грузопотоки
Потенциальные потери просматриваются и на внутренних направлениях черных металлов. На сети РЖД смогли подхватить некоторые виды проката – они дали небольшую прибавку в погрузке. Однако по некоторым другим позициям образовался, наоборот, минус: прежде всего по тем, которые отражаются в статистике перевозок как «прочие» (прочие металлы (-43,4%), прочие материалы и изделия (-28,3%)), а также трубы (-5,1%).
Значительная часть этих грузопотоков перекочевала на автотранспорт. Здесь сыграли свою роль и цены на железнодорожные перевозки, и локальные дефициты подвижного состава на сети РЖД.
Между тем покупатели металлоизделий при нынешнем росте внутренних цен на них стали привередливее. Поэтому грузоотправители и были вынуждены диверсифицировать заказы и увеличивать долю автотранспорта. Как видим, спрос на внутреннем рынке был. Но при этом клиенты были готовы покупать только продукцию по приемлемым ценам. А обеспечить данный уровень железнодорожная составляющая не смогла.
Нефть утекла на речку
Анализ погрузки нефти и нефтепродуктов также выявил необычный тренд. С одной стороны, эти номенклатуры все больше переключаются с рельс в трубу. Да и нефти нынешней осенью в РФ добывали чуть меньше, чем в прошлом году. Так что минус вроде бы вполне оправдан. Но он, опять-таки, мог быть меньше.
Посмотрим, как перераспределились перевозки. Согласно Росстату, у трубопроводного транспорта минус, который исчисляется долями процента, что вполне объяснимо. На сети РЖД в ноябре 2019 года было погружено 19,4 млн т нефтегрузов. И падение тут ощутимое – 2,7% к аналогичному месяцу прошлого года. А вот на речном транспорте на закате навигации нефти и нефтепродуктов перевезли соответственно на 1,2 и 6,5% больше.
Поэтому можно предположить, что здесь часть грузов ушла с сети РЖД на голубые дороги. Ставки пароходств оказались лучше как раз примерно в размере экспортной надбавки. И, кстати, на тех направлениях, где ОАО «РЖД» пользовалось правом предоставления понижающих коэффициентов к действующим тарифам разд. 2 Прейскуранта № 10-01, оно довольно часто возвращало часть экспортных нефтегрузов на железнодорожную сеть.
В тренде автотранспорт
Неприятным сюрпризом для ОАО «РЖД» стало снижение погрузки цемента в ноябре текущего года: она уменьшилась до 1,7 млн т (-3%). Кстати, это означает, что в конце месяца на железных дорогах, по-видимому, плотнее поработали с клиентами и уточненная сводка отразила улучшенный результат по сравнению с предварительными итогами. Напомним, что, согласно им, эксперты оценили спад в ноябре на уровне 11,1%.
Подобные подвижки указывают: на дорогах имеются резервы по этой номенклатуре. И за настроениями клиентов полезно следить: цемент, по данным «Союзцемента», имеет склонность к переключению на автотранспорт. Однако при различных раскладах на рынке на отдельных направлениях может наблюдаться и обратный тренд. Неслучайно в отдельные месяцы текущего года погрузка цемента обеспечивала плюс, а не минус.
Риски для российской экономики
Справедливости ради стоит отметить: в ряде случаев клиенты соглашались платить больше. В частности, как говорят на железных дорогах, за персонализированные графики. Иными словами, за организацию перевозки на приемлемых условиях для клиента по договору, предусматривающему внесение доплаты к основной услуге. За то, чтобы вагон не загнали на дальний путь, откуда его потом невозможно подать по оптимальной цене. Чтобы состав не направили кружным путем. Чтобы операции, связанные с погрузкой, были оказаны в нужном клиенту месте и в удобное время.
А если суммировать – за доставку точно в срок. К таким сервисам особо тяготеют контейнерные перевозки, а также отправки сравнительно небольших партий грузов. В ноябре текущего года отправки грузов в контейнерах выросли на 9%, а доля номенклатур, не относящихся к массовым видам, – на 18,2% к аналогичному периоду прошлого года.
Однако когда речь идет о массовых грузах, тарифная нагрузка нередко играет первостепенную роль. Судя анализу погрузки в ноябре, можно утверждать: если в ОАО «РЖД» и далее будут стремиться к максимально возможному повышению уровня своих ставок, невзирая на ситуацию, которая складывается в отраслях экономики, то для РФ появляется риск замедления их развития в 2020 году. И первые признаки появления такого риска мы видим на примере динамики погрузки РЖД в конце текущего года.