На встрече с президентом Владимиром Путиным глава РЖД Олег Белозеров сообщил, что в декабре 2024 года РЖД введет в эксплуатацию новый пассажирский вагон расширенных габаритов.
Вагоны габарита Т «Трансмашхолдинг» презентовал еще в 2020 году, однако о скором вводе в эксплуатацию стало известно только сейчас.
Известно, что сам вагон будет шире на 28 см. Полки в нем будут длиной 2 метра вместо 183 см, проход увеличится на 5 см. Увеличится и длина вагона, до 73 см. Таким образом, вместимость вырастет на 11%. В купейных вагонах будет 40 мест вместо 36, а в плацкартных — 60 мест вместо 54.
«Эти 28 см – буквально школьная линейка – позволяют настолько сильно изменить компоновку вагона, что пассажирское пространство становится на 3 метра длиннее, а значит, дает больше пассажиромест и, самое главное, позволяют увеличить спальное место внутри вагона. Это, наверное, боль всех пассажиров, особенно плацкарта, – сказала директор по продуктовому и техническому маркетингу «ТМХ Пассажирский транспорт» Валерия Шарафутдинова на выставке «Россия». – Заверяю вас, что как только вагоны в габарите Т появятся, вы больше никогда не увидите эти милые пяточки в коридоре в плацкарте, а сможете абсолютно спокойно пройти в самом вагоне и даже с большим чемоданом».
Как это удалось?
Новый вагон становится шире и выше. Если габариты обычного плацкартного вагона 1-ВМ (сейчас – это все существующие вагоны на маршрутах дальнего следования) имеет 4,598 х 3,100 м, то габарит Т – 5,260 х 3,380 м. Освобождение дополнительного пространства происходит не только за счет физического увеличения, но и переноса инженерного оборудования – проводов, кондиционеров и прочего.
Безусловно, на произвольную длину «растянуть» вагон нельзя. Перед запуском нужно удостовериться, что вагон пройдет все повороты, влезет во все тоннели и не заденет ни один светофор.
Сейчас вагоны габарита Т проходят процесс сертификации.
«На текущий момент разработка пассажирского вагона габарита Т ведется совместно с РЖД. В настоящее время проходит финальная часть по согласованию с заказчиком техтребований», – пояснили РЖД-Партнеру в «ТМХ».
Внутри вагона
На вопрос, претерпели ли изменения интерьер и экстерьер с последней презентации, получить ответ от компании-производителя не удалось. В последней представленной версии между стенками плацкартов есть «окна» с двухсторонними замками. Их можно открыть при согласии обоих пассажиров. Также плацкарты разделялись шкафами. Это дизайнерское решение показалось громоздким, пришлось по вкусу не всем, и даже получило резкую критику: «Глядя на этот «шедевр» непроизвольно вспоминается песенка Фрекен Бок: «А я сошла с ума, ля-ля-ля-ля!» И это все о них – современных «виртуозах» дизайнерских», – написала в Сети Инна.
Есть и субъективно удачные решения: появилась отдельная душевая, туалеты теперь располагаются напротив – позволяет ширина. Убрали третью полку, которая мешала сидеть, теперь вместо нее – вместительная ниша для чемодана. Индивидуальные шторки есть на каждом месте.
«Я часто езжу на поездах по работе, к родным и друзьям в других городах. Сейчас, несмотря на цену, предпочитаю брать купе – полки там длиннее, чем в плацкарте, и с моим ростом можно спокойно уместиться, не обнимая ноги. Есть душ, что очень выручает, если с поезда нужно сразу бежать в офис. Так что надеюсь, когда поедут вагоны нового образца, можно будет путешествовать с еще большим комфортом даже в плацкарте», – прокомментировал РЖД-Партнеру постоянный пассажир Иван.
РЖД-Партнер направил запрос в РЖД с вопросом, какие этапы сертификации пройдены и какие проверки еще ожидаются, а также можно ли ожидать, что вагоны габарита Т постепенно распространят на все маршруты дальнего следования, и будет ли цена проезда зависеть от новизны вагона.