Наоборот, перевозки дизтоплива по сети на экспорт сократились на 11%. А в целом прирост объемов перевозок данной номенклатуры по сети обеспечило, как это ни парадоксально, внутреннее потребление (+15% к январю 2022 г.).
А вот бензина ушло на экспорт больше, чем в январе 2021 года, на 28%. И это весьма любопытно. Ведь припортовые европейские терминалы в основном заточены на российское дизтопливо. Оно смешивается с техническим растительным маслом для получения экологически чистого топлива.
Подобного не делают в таких странах, как, скажем, Индия, а потому там востребован российский бензин. И это означает, что рокировка в поставках за рубеж нефтепродуктов началась. Соответственно, если в структуре продаж будет преобладать бензин, то это может означать смещение акцентов с европейского рынка на рынки третьих стран.
Рост объемов доставок битума по РЖД опять-таки связан с его экспортом. В указанном сегменте объемы подскочили при перевозках за рубеж в 1,7 раза. Объемы данной номенклатуры на экспорт традиционно небольшие, но они вполне могут в дальнейшем возрасти.
Что экспорт увел в минус?
Все остальные виды нефтегрузов железнодорожные отправки на экспорт увели вниз. Меньше оказались перевозки мазута – на 10%. Причем эти потери не смог перекрыть даже повышенный спрос на мазут на внутреннем рынке на фоне холодов.
Сырая нефть на экспорт прокачивалась через морские терминалы преимущественно по трубе. А в цистернах ее вывозили за рубеж на четверть меньше, чем в январе 2021 года.
Ну, а железнодорожные перевозки керосина просели как внутри РФ, так и на экспортных маршрутах. Однако больше в первом случае, чем во втором. В целом же минус составил не менее 11%.
Что касается прочих светлых нефтепродуктов, то их составляет преимущественно нафта. Тут перевозки по РЖД на экспорт и внутри РФ снизились примерно пропорционально. А итоговый минус составил около 10%.
Новые риски для спекулянтов
Приведенные данные указывают на то, что рынок нефтегрузов сегодня представлен во многом как спекулятивный. Аналитики строят в основном догадки о поведении российских экспортеров.
И никак не могут поверить, что в январе проявились как раз признаки разворота продаж российской нефти и нефтепродуктов из Европы в сторону третьих стран. А поскольку туда продажи идут морем по контрактам FOB, то отследить реальную цену российского сырья и топлива на практике крайне затруднительно. Все представленные выкладки – не более чем расчеты и предположения.
Неслучайно главный исполнительный директор (президент) нефтегазовой компании ПАО «НК Роснефть» Игорь Сечин в своем выступлении на сессии Индийской энергетической недели отметил, что цена на российскую нефть будет формироваться на реальных направлениях поставок, а не в Европе.
Референтной цены нет
Новизна ситуации заключается в том, что в 2023 году референтных цен на российскую нефть теперь, по сути, нет. Они будут формироваться там, куда реально поступит российская нефтепродукция, что ставит под удар расчеты по фьючерсам, связанным с котировками Urals.
«Чего нет, того нельзя считать», – сказал И. Сечин, намекая на то, что страны коллективного Запада создали риски разрушения принципов рыночной торговли.
К каким последствиям это приведет? Ответить на этот вопрос на данный момент невозможно. Требуется время.
Не случайно американские аналитики уже засомневались в эффективности санкций против РФ в сфере энергоносителей. Правда, как считают участники рынка в РФ, радоваться такому выводу рано.
Пока можно утверждать лишь одно: санкции начали работать не так, как ожидалось. Причем ожидалось – обеими сторонами глобального конфликта.
Тему, поднятую в публикации, намечено подробно осветить в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций», который проводит РЖД-Партнер 2 марта 2023 года.