А это значит, что по Северному морскому пути из Петербурга во Владивосток возить нечего, из Владивостока, скорей всего, будут доставлять грузы из Китая (Японии или Вьетнама), а назад – пустые «ящики». Но для этого потребуется как минимум две перевалки контейнеров из конвенциональных судов в суда ледового класса и обратно, добавляет он. Для грузов из Петербурга во Владивосток, которые будут идти по СМП, необходимо использовать контейнеровозы вместимостью 6 тыс. TEU.
«А это значит, что только на загрузку или разгрузку одного судна потребуется не менее 4 дней (современные портовые технологии подразумевают перевалку 1,5 тыс. контейнеров в сутки)», – говорит эксперт.
По Восточном полигону контейнер и летом, и зимой идет максимум 10 дней. По СМП летом, в наиболее благоприятный период, транспортировка контейнеров займет 40 дней, зимой – около 90, если скорость на СМП будет достигать хотя бы 2 узла.
«Но зимой появятся дополнительные и очень большие расходы на ледокольное сопровождение, на услуги ледовых лоцманов, на воздушную или ледокольную разведку ледовой обстановки. Возрастает также стоимость фрахта и страховки», – говорит Ю. Чижков.
Более привлекательными могут стать рейсы до Мурманска с последующей доставкой контейнеров до Санкт-Петербурга или Москвы железнодорожным транспортом, добавляет эксперт. Подтверждением некоторой экономической неконкурентности Северного морского транспортного коридора можно назвать решение правительства России о субсидировании в 2022 году двух контейнерных рейсов в размере более 500 млн руб., говорит Ю. Чижков.
«Транспортировка контейнеров по Северному морскому транспортному коридору, по крайней мере в настоящее время и ближайшем будущем, является вынужденной мерой, призванной в некоторой степени компенсировать потери, возникшие в результате введения экономических санкций», – резюмирует он.