«Такие плечи при текущих ставках и сложностях при отгрузке на железнодорожную сеть себя оправдывают. Железная дорога в этом году испытала совокупность проблем – в разные месяцы были разные комбинации: или ремонтные окна, или нехватка локомотивной тяги, или дефицит подвижного состава под погрузку. Или все сразу», – рассказывает А. Ходеев.
Дефицит подвижного состава случился в последнюю декаду августа, когда упала погрузка угля в адрес портов Северо-Запада. На этом фоне выросла и конечная стоимость вагонов, добавляет участник рынка. Между тем в сентябре 2022 года отгрузка щебня на российский рынок (это и внутренние поставки, и импорт) не только сохранила положительную динамику, но и перешла в резкий рост, об этом гласит статистика СМПРО. По данным консалтинговой компании, во второй декаде сентября рост к соответствующему периоду прошлого года превысил 11%. Для сравнения: декадой ранее рост составлял 0,9%. Более того, за период с начала года по 20 сентября 2022-го отгрузка щебня железнодорожным транспортом на российский рынок составила 64 млн куб. м, что на 1,4% больше, чем за аналогичный период 2021 года (декадой ранее этот показатель был на уровне 1%).
Однако положительная динамика – всего в трех регионах России: Северо-Кавказском, Поволжском и Северо-Западном федеральных округах. Для сравнения: в Южном федеральном округе поставки снизились более чем на 24%.
«В октябре положительный тренд изменится. Сезон заканчивается, кто-то срочно закрывает работы. Грузополучатель решает вопрос – или завозить щебень для работ, которые будут производиться в будущем году, или отложить этот вопрос на будущий год», – резюмирует А. Ходеев.