Главный результат ввода зоны платной парковки в Петербурге – это объем денег, собранных с автовладельцев, так начал свое выступление Александр Холодов, председатель межрегионального общественного движения «Комитет по защите прав автомобилистов».
«Давайте сами себя не обманывать! Платные парковки – это бизнес-проект по продаже автомобилистам воздуха», – сказал он.
Поэтому Комтранс должен разрабатывать предложения, которые развивают этот подход, продолжает Холодов. Например, мобильное приложение должно предусматривать возможность оплачивать стоянку банковской картой, а не смс-сообщением. Возможно реализовать парковочные баллы, которые начисляются за активное пользование зоной парковочного пространства. Важно понимать, что городские власти не просто зарабатывают для жителей Петербурга, но эти самые деньги взимают с самих жителей Петербурга, подчеркнул Холодов.
«Естественно, необходимо реализовать этот проект с точки зрения удобства автовладельцев. Я приехал на заседание на собственном автомобиле, припарковался и только-только вспомнил, что парковку забыл оплатить», – внезапно признался он.
Постоять даром в зоне платной парковки в Петербурге можно. Но только 15 минут. Начиная с 16 минут автовладельцу грозят штрафные санкции в размере в 3 тыс. руб. Холодов предлагает расширить рамки, не штрафовать, если автовладелец оплатил парковку в течение суток.
«Давайте дадим петербуржцам возможность быть рассеянными и забывчивыми хотя бы до конца отчетных суток. Технически эта возможность уже реализована в Москве», – сказал он.
Депутаты Заксобрания добавляют, штраф автовладелец получит, если оплатит парковку в меньшем размере или превысит оплаченное время стоянки более чем на 10 минут. Штрафными санкциями карается и оплата парковочной сессии с временным разрывом при непрерывном нахождении на одном и том же парковочном месте и некорректно введенный регистрационный знак автомобиля при оплате парковки и даже оплата, но не на те реквизиты. Автовладелец может ошибиться и оплатить парковку, но некорректно определить саму зону платной парковки. То есть причин быть наказанным у автовладельца множество. Но сэкономить на штрафе он, согласно действующему законодательству, не может. А это несправедливо, считает депутат Заксобрания Петербурга Алексей Цивилев.
«Мы долго разрабатывали этот законопроект. Смысл его простой. Гражданин при оплате штрафа в первые 20 дней получает скидку в 50%. Такие права у него есть при оплате федеральных штрафов, а региональные законы не предусматривают такую возможность», – сказал депутат Алексей Цивилев. С его слов, если предложение петербургских парламентариев поддержат, то возможность получения скидки появится у всех субъектов.
Больше штрафов, больше судей
Если закон о парковках изменят и введут скидки за раннюю оплату штрафа, то собираемость штрафов не только повысится, но, главное, удастся разгрузить работу судебных органов, подчеркнул Цивилев.
«Мы сколько судей наняли из-за этих платных парковок! Более ста человек. Скидки идут в пользу и гражданам и государству», – сказал он.
Платные парковки в 2023 году принесли городской казне 4,8 млрд рублей (0,44% доходов городского бюджета), из них: 3,3 млрд рублей – доходы от почасовой оплаты и продажи разрешений, остальные 1,5 млрд рублей – штрафы за неоплату парковки. На заседании в ЗАКСе заявили, что петербуржцы не готовы отдавать деньги в оплату штрафов без боя, они активно подают иски в суд. В числе активных противников – инвалиды. По мнению депутата Наталии Астаховой, инвалиды должны бесплатно парковаться на всей зоне платной парковки, а не только на специальных местах, кроме того, депутат считает, что парковка бесплатной должна стать в дни школьных каникул и даже в дни снегопада, если она плохо очищена от снега. Представитель Комтранса заявил, предложение хорошее, но нереализуемое.
«Как только мы расширяем категории льготников, мы свободные места убираем», – парировал Дмитрий Ваньчков, зампред Комитета по транспорту Петербурга.
Впрочем, в Комтрансе отказались и от увеличения бесплатного периода парковки, с 15 мин. до получаса. Со слов представителей комитета, льгота «может ударить по самим автомобилистам», и за следующие полчаса им придется платить вдвое больше. Однако есть и положительные новости: за последние три года приложение для оплаты парковки изменилось значительно, в этом признался Михаил Курдяев, директор Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Городской центр управления парковками СПб». И, с его слов, развитие мобильного приложения не остановилось, оно продолжается, но для дальнейших изменений необходимо внести поправки в нормативную базу.
«Человек действительно забыл оплатить вовремя, оплатил к вечеру, в течение суток. Считаю, что ничего плохого в такой оплате парковки нет. Технически реализовать возможность безнаказанной оплаты в течение суток возможно», – заключает он.