С другой стороны, по мнению эксперта, мы живем в мире, где информация и данные, конвергенция различных технологий играют решающую роль в формировании бизнес-пространства. Аналитические знания и транспарентность подразумевает централизацию. В итоге перед логистами возникает противоречивая задача: необходимость организации системы с централизованным управлением, построенном на мгновенном отклике всех сегментов сети, имеющих значительную свободу действий. Количество цепей поставок в пределе равно количеству продуктов, умноженному на количество клиентов. Чем больше у компании клиентских сегментов, тем большее количество мини-цепей поставок появляется в рамках одной структуры.
Новый потребительский фактор и массовая кастомизация постоянно ударяют со стороны маркетологов по логистам. Экспертам приходится решать задачи с той же скоростью, с какой меняются предпочтения клиентов. «Если говорить об операционных функциях, роль supply chain становится более координирующей, чем управляющей. Это «оркестратор» всех функций», – заметил А. Скорочкин. Эксперт соглашается, что в рамках SC необходимо развивать аналитику и управление большими данными. Однако замечает, что искусственного интеллекта и продвинутой аналитики фактически еще нет. Имеющиеся технологии – это множественная регрессия, умноженная на вычислительные мощности, поэтому ждать прорыва от современных алгоритмов пока рано. Есть компании, которые инвестируют миллиарды долларов в озера данных, а после соглашаются, что получилось болото.
Отдельно эксперты предлагают рассматривать вопрос коллаборации. Системы подключенных активов, партнерства и совместное планирование, аналитика в режиме реального времени – наиболее обсуждаемые тренды современности. Многие руководители логистических отделов говорят, что необходимо развивать открытую экосистему, активно взаимодействующую с поставщиками и клиентами. Тем не менее в Западной Европе и США такая концепция уже прекратила развиваться. Открытость больше не рассматривается как инструмент, который позволит победить в борьбе за потребителя, потому что данные и знание своего рынка является гораздо более важным в коллаборальной конкурентной среде, чем качественное производство продукта.
Соответственно, данные становятся основным активом, которым компании не хотят делиться. На данный момент возможности аналитических инструментов позволяют обеспечить сквозную прозрачность в режиме реального времени между платформами и участниками экосистемы. Также цифровые платформы обеспечивают непрерывную связь с внешними партнерами. Однако все больше компаний задумываются, будет ли такая открытость выгодной для них в долгосрочном прогнозе.
Функция SC – связующее звено между всеми подразделениями компании, поэтому прогнозировать в данной сфере очень сложно. «С уверенностью можно сказать: вектор изменений будет в сторону адаптивности и скорости. При этом, как ни странно, про эффективность говорят все меньше. Считается, что гораздо важнее доставить быстрее и в срок. Изменения спроса происходят очень быстро, поэтому своевременность становится важнее качества», – подводит итог А. Скорочкин.