«Клиент стал другим, он стал ценить время. И мы в этом проигрываем», – признался заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) Алексей Шило.
Для того чтобы улучшить ситуацию, необходимо обновить предлагаемые продукты на основе цифровых инноваций в транспортном обслуживании и логистике. Это же должно повысить внутреннюю операционную эффективность ОАО «РЖД» – к такому выводу пришли в рамках сетевой школы передового опыта ЦФТО.
Один из инструментов для решения данных задач – смарт-контракты. Опытным полигоном для их внедрения выбрана Октябрьская магистраль. Правда, пока можно только опробовать некоторые решения в этом плане.
Для полноценного внедрения смарт-контрактов требуются глубокие изменения, касающиеся как российского законодательства, так информационных систем. И можно добавить – технологий взаимодействия между перевозчиком и грузоотправителем, а также различными подразделениями внутри холдинга.
Логистика с привкусом маркетинга
Начальник ОЖД Владимир Голоскоков полагает, что смарт-контракты целесообразно внедрять при выполнении перевозок в направлении европейских морских портов – по мере развития систем обмена данными на основе блокчейна. Для этого складываются предпосылки – с учетом того, что цифровые технологии активно развиваются в Европе.
Придется увязать воедино несколько направлений работы: цифровизацию, логистику и клиентоориентированность, считает заведующий кафедры логистики и управления цепями поставок Санкт-Петербургского государственного экономического университета Владимир Щербаков. Необходимо внедрение маркетинговой логистики, чего еще нет в ОАО «РЖД».
Иными словами, соединить управление цепями перевозок с электронной коммерцией. Ведь смарт-контракт гарантирует, что транзакции между сторонами соответствуют требованиям обеих сторон, в противном случае они не будут выполняться и перевозка не состоится.
Бесшовные технологии
Для организации подобных сделок потребуется реинжиниринг. Сетевые технологии должны стать бесшовными, что и создаст условия для автоматизации контроля, с одной стороны, за продвижением грузов, и с другой – финансов, сопровождающих перевозку.
Соединить эти два потока поможет блокчейн: при этой технологии все этапы сделки фиксируются и не могут быть изменены без обоюдного согласия сторон. Для того чтобы работала цифровая платформа, перевозчику придется договариваться с клиентами. Фактически вопрос стоит о переходе на инновационную модель, соединяющую в себе клиентоориентированный маркетинг и транспортно-логистический бизнес ОАО «РЖД».
Смарт-контракты на основе блокчейна на ОЖД были впервые протестированы в 2018 году при перевозке грузов в контейнерном поезде, сообщил начальник Октябрьского ТЦФТО Андрей Семенов. Использовалась сеть на платформе открытого проекта Hyperledger (разработка консорциума Linux Foundation для ведения распределенного реестра и выполнения служб бизнес-логики). В тестировании участвовали более 120 участников процесса перевозки.
Предполагается поэтапное внедрение смарт-контрактов. Создана рабочая группа. Есть заинтересованность банков. В 2020 году предполагается провести перевозки на основе смарт-контрактов. К этому времени должен появиться веб-интерфейс для контроля взаиморасчетов.
Цифровые инструменты
Несмотря на то, что законодательная база по поводу смарт-контрактов в РФ не проработана, тем не менее в Гражданском Кодексе РФ прописаны процессы использования цифровых прав, что позволяет развивать проект.
Сегодня основная сложность заключается в отсутствии триггеров для того, чтобы при выполнении определенных технических операций, связанных с перевозкой, можно было автоматически генерировать финансовые документы. Поэтому пока говорить о тиражировании пилотного проекта на ОЖД рановато.
Сначала необходимо отработать алгоритмы, предназначенные для формирования, контрактования и предоставления информации о прохождении и доставке груза в вагонах.