+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
11.11.2019 14:57:34
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Смарт-контракты опробуют на контейнерных поездах

На Октябрьской железной дороге (ОЖД) взялись за реализацию пилотного проекта по внедрению смарт-контрактов. Что необходимо сделать для реализации новшества на практике?
Клиент ценит время

«Клиент стал другим, он стал ценить время. И мы в этом проигрываем», – признался заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) Алексей Шило.

Для того чтобы улучшить ситуацию, необходимо обновить предлагаемые продукты на основе цифровых инноваций в транспортном обслуживании и логистике. Это же должно повысить внутреннюю операционную эффективность ОАО «РЖД» – к такому выводу пришли в рамках сетевой школы передового опыта ЦФТО.

Один из инструментов для решения данных задач – смарт-контракты. Опытным полигоном для их внедрения выбрана Октябрьская магистраль. Правда, пока можно только опробовать некоторые решения в этом плане.

Для полноценного внедрения смарт-контрактов требуются глубокие изменения, касающиеся как российского законодательства, так информационных систем. И можно добавить – технологий взаимодействия между перевозчиком и грузоотправителем, а также различными подразделениями внутри холдинга.

Логистика с привкусом маркетинга

Начальник ОЖД Владимир Голоскоков полагает, что смарт-контракты целесообразно внедрять при выполнении перевозок в направлении европейских морских портов – по мере развития систем обмена данными на основе блокчейна. Для этого складываются предпосылки – с учетом того, что цифровые технологии активно развиваются в Европе.

Придется увязать воедино несколько направлений работы: цифровизацию, логистику и клиентоориентированность, считает заведующий кафедры логистики и управления цепями поставок Санкт-Петербургского государственного экономического университета Владимир Щербаков. Необходимо внедрение маркетинговой логистики, чего еще нет в ОАО «РЖД».

Иными словами, соединить управление цепями перевозок с электронной коммерцией. Ведь смарт-контракт гарантирует, что транзакции между сторонами соответствуют требованиям обеих сторон, в противном случае они не будут выполняться и перевозка не состоится.

Бесшовные технологии

Для организации подобных сделок потребуется реинжиниринг. Сетевые технологии должны стать бесшовными, что и создаст условия для автоматизации контроля, с одной стороны, за продвижением грузов, и с другой – финансов, сопровождающих перевозку.

Соединить эти два потока поможет блокчейн: при этой технологии все этапы сделки фиксируются и не могут быть изменены без обоюдного согласия сторон. Для того чтобы работала цифровая платформа, перевозчику придется договариваться с клиентами. Фактически вопрос стоит о переходе на инновационную модель, соединяющую в себе клиентоориентированный маркетинг и транспортно-логистический бизнес ОАО «РЖД».

Смарт-контракты на основе блокчейна на ОЖД были впервые протестированы в 2018 году при перевозке грузов в контейнерном поезде, сообщил начальник Октябрьского ТЦФТО Андрей Семенов. Использовалась сеть на платформе открытого проекта Hyperledger (разработка консорциума Linux Foundation для ведения распределенного реестра и выполнения служб бизнес-логики). В тестировании участвовали более 120 участников процесса перевозки.

Предполагается поэтапное внедрение смарт-контрактов. Создана рабочая группа. Есть заинтересованность банков. В 2020 году предполагается провести перевозки на основе смарт-контрактов. К этому времени должен появиться веб-интерфейс для контроля взаиморасчетов.

Цифровые инструменты

Несмотря на то, что законодательная база по поводу смарт-контрактов в РФ не проработана, тем не менее в Гражданском Кодексе РФ прописаны процессы использования цифровых прав, что позволяет развивать проект.

Сегодня основная сложность заключается в отсутствии триггеров для того, чтобы при выполнении определенных технических операций, связанных с перевозкой, можно было автоматически генерировать финансовые документы. Поэтому пока говорить о тиражировании пилотного проекта на ОЖД рановато.

Сначала необходимо отработать алгоритмы, предназначенные для формирования, контрактования и предоставления информации о прохождении и доставке груза в вагонах.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions