«Федеральный закон позволит в ускоренном режиме вводить в эксплуатацию пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, в короткие сроки наладить новые транспортно-логистические коридоры, позволит облегчить контрольно-надзорные процедуры в пунктах пропуска в целях беспрепятственного прохождения транспортных средств, которые перевозят продовольствие и товары первой необходимости», – сообщил первый заместитель председателя комитета СФ по экономической политике Ленар Сафин.
Законопроект также снимает ограничения, связанные с использованием иностранных контейнеров, временно ввезенных на территорию страны. Ранее контейнеры, ввезенные в РФ на железнодорожных транспортных средствах, для внутренних перевозок по территории страны могли использоваться однократно в пределах срока временного ввоза.
Сенатор также отметил, что создается механизм участия иностранных инвесторов в российских организациях, которые перевозят товары стратегического назначения морским и речным транспортом. Также вводятся ограничения для иностранных инвесторов на участие в деятельности, связанной с разработкой, созданием и эксплуатацией информационных технологий в области воздушных перевозок. Как пояснил Л. Сафин, эти меры необходимы для обеспечения суверенитета России при выполнении воздушных перевозок, для безопасности пассажиров и персональных данных.
В пояснительной записке к закону уточняется, что «ограничение или блокировка доступа отечественных авиакомпаний, использующих системы, к которым имеют доступ компании, расположенные в иностранных государствах, повышает риски дестабилизации пассажирских перевозок как на внутренних, так и международных линиях».
Также закон вносит изменения в механизм лизинга морских и речных судов, железнодорожного подвижного состава и контейнеров для препятствования их аресту за пределами РФ. Это создаст условия для сокращения дефицита контейнеров при осуществлении каботажных перевозок.
«На сегодняшний день в общем объеме судостроительных заказов в России (за счет внебюджетных источников) договоры лизинга составляют около 80%. В частности, за последние годы большинство судов (около 100 судов) построены на российских верфях при участии российских лизинговых компаний. Лизингодатели, связанные с государством, включаются в санкционные списки западных стран. В соответствии с законодательством формально лизингодатель является собственником судна и судно может быть подвергнуто задержанию (аресту) в иностранном порту. Такие случаи уже имеют место. Арест судов грозит большими потерями как для лизинговых компаний, так для судовладельцев», – отмечается в пояснительной записке к законопроекту. Закон предлагает наделить правительство РФ полномочиями на установление особенностей исполнения договоров лизинга морских судов и судов внутреннего и смешанного («река-море») плавания.