«Объем доступной грузовой базы из портов Дальнего Востока несопоставим с объемом образования порожних полувагонов после выгрузки грузов в экспортном направлении. Так, число порожних полувагонов, отправляемых с Дальневосточной железной дороги, составляет более 140 тыс. шт. ежемесячно. В свою очередь, потенциальный объем железнодорожных перевозок всех грузов из Дальневосточного региона в разы меньше. В том числе контейнеров с импортируемыми товарами – максимум 10–11 тыс. отправок полувагонов в месяц (5 контейнерных поездов с полувагонами в сутки). Даже при условии, что количество контейнерных поездов из полувагонов будет доведено до 7 ед. в сутки, общий объем доступной погрузки не превысит 14 тыс. полувагонов, или 10% от общего числа порожнего образования», – говорит представитель СОЖТ.
Таким образом, 90% полувагонов будут неизбежно возвращаться в порожнем состоянии по повышенным на 51% тарифам. По оценкам СОЖТ, дополнительные доходы ОАО «РЖД» от реализации таких предложений составят 23–25 млрд руб. тарифной выручки. Это приведет к такому же увеличению затрат грузоотправителей, в первую очередь Сибирского региона, включая предприятия ЖКХ и энергетики. С начала года настоящее тарифы на перевозку угля уже выросли на 40–56% в зависимости от дальности перевозки, а с января 2023-го, напомним, утверждена дополнительная индексация на 10%.
В СОЖТ подчеркивают: в настоящее время операторские компании и другие владельцы подвижного состава максимально используют порожние полувагоны после их выгрузки в портах и на станциях Дальнего Востока, в первую очередь для вывоза поступивших контейнеров с импортом.
«Несмотря на непродолжительный период массового использования данной технологии вывоза (немногим более месяца), объемы перевозки контейнеров в полувагонах планомерно увеличиваются, уже достигнув 3,8 контейнерных поезда в сутки. Главную роль в наращивании перевозок контейнеров сыграла и продолжает оказывать свое положительное влияние совместная работа всех без исключения участников перевозочного процесса. При этом есть все основания считать, что уже в ближайшее время будет не только достигнута цель 5 контейнерных поездов в сутки в полувагонах, но и количество таких поездов будет доведено до 7 в сутки в начале 2023 года», – рассказывают в СОЖТ.
Предлагаемая инициатива РЖД лишь увеличит в конечном итоге финансовую нагрузку на грузоотправителя и при этом не создаст каких-либо дополнительных стимулов для вывоза контейнеров с Дальнего Востока, резюмируют в СОЖТ.
Напомним, что ОАО «РЖД» предложили радикальный способ стимулирования перевозки контейнеров в полувагонах с Дальнего Востока – увеличить на 51% тариф на порожний пробег вагонов со станций региона. Но, по мнению участников рынка, реализация данной инициативы только ухудшит экономику грузоперевозок.