Президент США – известный поклонник железных дорог. Он даже хотел добраться на свою инаугурацию именно на поезде, но в эти планы вмешалась пандемия. Именно поэтому в плане по развитию инфраструктуры большое место отводится модернизации железных дорог. Сегодня Штатам необходимо обновить как минимум 5 тыс. железнодорожных вагонов и тысячи миль пути. Компании Amtrak, пассажирскому перевозчику, предполагается выделить $66 млрд, большая часть которых пойдет на решение проблем технического обслуживания. По данным Amtrak, только на ремонт Северо-Восточного коридора, где инфраструктура была построена еще в 1977 году, потребуется более $38 млрд.
Саму сеть Amtrak также планируется расширить. Пока не ясно, какие линии намечено построить, но речь идет о том, чтобы проложить ветки в те города, где железнодорожный транспорт недоступен. На междугороднее сообщение планируется потратить $12 млрд. Новые линии, как отмечают эксперты, не очень помогут в перемещении грузов, но сделают общественный транспорт более доступным.
Грузовой транспорт также не окажется без финансовой поддержки. Плохие условия технического обслуживания сегодня ограничивают движение грузовых составов до 30 миль в час в некоторых районах страны. Ремонт этих линий дал бы им возможность приблизиться к максимальным скоростям, позволив железнодорожному транспорту полностью раскрыть свой потенциал.
Пит Буттигиг, министр транспорта США, также упомянул, что в прошлом Америка была лидером в области скоростных железных дорог. С учетом того, что в настоящее время страна значительно отстает от других стран в развитии ВСМ, для достижения этой цели потребуются значительные инвестиции. И новый законопроект, по мнению чиновника, может стать стимулом для того, чтобы этот сдвиг наконец произошел.
Несмотря на то, что железные дороги и так безопаснее, чем автомобильный транспорт, безопасность давно эксплуатируемых линий по-прежнему вызывает серьезную озабоченность. По мере того как железнодорожная инфраструктура страны стареет и приходит в упадок, вопрос модернизации становится все более важным. На решение этих проблем будет выделено $5 млрд. Еще $3 млрд пойдут конкретно на оборудование переездов. С 2018 года столкновения на переездах в США приводят по меньшей мере к 90 жертвам в год, поэтому эти изменения могут спасти жизни людей.
Законопроект также будет направлен на то, чтобы сделать инфраструктуру более устойчивой к экстремальным погодным условиям и кибератакам. На это выделят $50 млрд, но данная сумма относится ко всем видам транспорта, сколько конкретно пойдет на железную дорогу, неясно.
Большое внимание отводится устойчивому развитию. Так, план предусматривает инвестиции в размере $5,57 млрд во внедрение альтернативных транспортных средств с нулевым уровнем выбросов. Речь идет об электропоездах и электробусах. В более ранней версии законопроекта упоминалась электрификация железных дорог, но в обновленной версии эта формулировка отсутствует.
Платить за все это, как уверяют власти, будут не налогоплательщики. Сторонники законопроекта настаивают на том, что его принятие не приведет к увеличению налогов, а вместо этого объединит средства, уже выделенные на инфраструктуру, с альтернативными источниками, такими как неиспользованная помощь, выделенная на борьбу с COVID-19 ($200 млрд), отсроченные скидки по программе Medicare ($50 млрд), неиспользованные федеральные средства, выделенные Штатам на страхование от безработицы ($50 млрд), и доходы от повышения налогов на транзакции с криптовалютой ($28 млрд).
Однако возникают вопросы о том, смогут ли эти источники полностью покрыть расходы. Обзор бюджетного управления Конгресса показал, что законопроект увеличит дефицит бюджета на $256 млрд в течение следующих десяти лет, однако это утверждение было оспорено представителями Белого дома, поддержавшими законопроект.
Принятие законопроекта об инфраструктуре все еще может быть сорвано Палатой представителей, поскольку более консервативные в финансовом отношении демократы выразили озабоченность по поводу общей суммы. Демократы же пригрозили проголосовать против законопроекта об инфраструктуре, если бюджетный план будет существенно сокращен.