Проект СШХ должен решать сразу несколько задач, объясняет Денис Ивановский, обозреватель-международник и член Центра евразийских исследований Санкт-Петербургского университета. задача первая: будущая северная железная дорога должна заместить существующий южный маршрут, идущий дугой от западносибирских районов Арктики по Свердловской железной дороге до портов Северо-Запада. «А это – сокращение расстояний перевозки грузов на 20%», – говорит Д. Ивановский.
Кроме того, СШХ не только высвобождает пропускную способность Свердловской железной дороги, напрямую соединившись с СЖД для выхода в порты, он также позволит увеличить грузопоток на 4 т, что от текущего общего грузопотока покажет рост до 15%. Кроме того, новый маршрут позволит объединить Новый Уренгой, Салехард и другие точки в ЯНАО. СШХ может стать логистическим хабом в Арктике, он сформирует единую трансполярную магистраль, утверждает Д. Ивановский.
«Планируемое развитие железной дороги до Дудинки объединит нефтегазовые комплексы Восточной Сибири «Восток Ойл», а это четыре крупных кластера по добыче нефти и газа. Объединение станций Бованенково и Сабетта (а это всего 170 км) позволит выйти железнодорожной магистрали к Северному морскому пути, а также ускорит период обустройства и эксплуатации порта Сабетта и упростит логистику газоконденсантных месторождений на Ямале», – добавляет эксперт.
СШХ: почем
Несмотря на небольшую протяженность новой железной дороги – более 700 км – общий объем затрат на ее строительство превышает 292 млрд руб. Известно, что на ближайшие 3 года инвестпрограмма уже готова, ее объем – до 50 млрд руб., из которых 13,5 млрд руб. поступят из Фонда национального благосостояния, а 24 млрд руб. – из средств ЯНАО. Есть надежда, что в проект войдут и частные инвесторы. Стоимость строительства столь высока, потому что работы планируют вести в условиях Заполярья, объясняет РЖД-Партнеру генеральный директор ООО «Трансэнерком» Олег Шевцов.
«Здесь сложные температурные условия: замерзшая почва и глубоководные реки в несколько раз усложняют решение задачи в кратчайшие сроки. Помимо этого, актуальными остаются вопросы дефицита рабочей силы, большая часть которой уже задействована на расширении пропускной способности БАМа и Транссиба», – говорит О. Шевцов.
Финансовую модель проекта СШХ пересмотрят, добавляет эксперт. Есть предложение провести модернизацию участка Обская – Салехард – Надым – Хорей не за счет концессионеров, а за счет регионального бюджета ЯНАО, Российских железных дорог, «Газпрома» и других компаний, заинтересованных в наращивании объемов экспорта по восточным направлениям и освоении Арктики.
СШХ: почему сегодня
Строительство Северного широтного хода в этом году могло вообще остановиться, соответствующее заявление было сделано на заседании правительства. Заявлено было и о росте стоимости кредитования, и о росте инфляции, да и в целом много говорили о нехватке средств из-за удорожания других строек.
«В общем, все логично для приостановки этого проекта. Однако в апреле ситуация изменилась с точностью до наоборот», – отмечает независимый эксперт в области транспортной и железнодорожной транспортной логистики, к. э. н. Мария Никитина.
Владимир Путин на совещании по вопросам развития Арктики заявил о начале строительства СШХ уже в 2022 году. При этом стоимость строительства двух действующих дорог – ветки Салехард – Надым – Пангоды и моста через Обь – оценивается в 290 млрд руб., что значительно выше предыдущих оценок, продолжает М. Никитина.
«Единственное, чем может быть объяснен такой полярный разворот, это принципиальное изменение перспектив поставок газа в Европу. Ситуация осложняется отсутствием логистической инфраструктуры для переключения газового потока на Дальний Восток», – резюмирует М. Никитина.