+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
20.02.2023 16:59:59
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Стихийные бедствия и узкие места: Турция и Россия ищут новые логистические пути

Вчетверо выросла стоимость паромной доставки грузов из Турции в Россию в январе 2023 года, автотранспортом – вдвое, авиаперевозка выросла в цене на 70%. Об этом РЖД-Партнеру рассказали участники рынка. При этом сроки доставки увеличились примерно на 2 недели. Причиной такого дисбаланса называют недостаток провозных мощностей на линии. РЖД-Партнеру указали как на сложности в порту Новороссийска, так и на перебои в работе погранперехода Верхний Ларс.
Море волнуется. Раз

Семь крупных операторов приостановили отгрузки в отечественные порты в 2022 году. В начале 2023 года на морских линиях новые операторы – как турецкие и российские, так и китайские. Грузы доставляют в том числе фидерными судами малой вместимости (до 1 тыс. TEU), которые компании фрахтуют с экипажем на время по модели «тайм-чартер», об этом рассказывает руководитель управления международной логистики Melon Fashion Group Юлия Вечерская.

Однако на рынке между грузовладельцами идет острая конкурентная борьба, побеждает в ней тот, кто готов заплатить за морскую перевозку на 70% больше. Адиль Акавов, генеральный директор Eurasian Logistics Solutions, говорит, что в январе стоимость фрахта морского судна составила $8,5 тыс. Но морских сервисов не хватает, впрочем, как и портовых мощностей, поэтому сроки доставки могут занимать месяц при реализации негативного сценария, или 2 недели – при позитивном.

В первые 2 недели февраля реализуется негативный: в порту Новороссийска шторм и плохая погода сценарий даже ухудшили. Впрочем, этой зимой суда на рейде застревали недели на две из-за штормовых предупреждений, признаются участники рынка. Ждать хорошей погоды у моря грузовладельцы не готовы, но новые линии выставляют им новые же, еще более высокие ставки по доставке грузов. «Терминалы забиты контейнерами. Сложности есть и со сдачей контейнеров, приходится их сдавать на сторонние терминалы, но и их крайне мало», – разъясняют участники рынка. Контейнеры предоставляются или до портов, или в крупные города России, а вопрос их возврата обратно владельцам до сих пор не урегулирован, отсюда низкая оборачиваемость, объясняют РЖД-Партнеру участники рынка.

Можно и вовсе отказаться от контейнеров и доставлять грузы паромами: перегрузки на конечной точке нет, поэтому грузы идут на 30% быстрее, чем в контейнерах морем, говорит А. Акавов. Но Россию и Турцию связывают всего три парома совокупной вместимостью максимум 150 автопоездов.

«Этого очень мало в условиях роста объема импорта», – говорит А. Акавов.

Участники рынка заявляют и об острой нехватке po-po паромов. Между тем стоимость доставки только ро-ро грузов паромами подорожала втрое. Удивительно, но к факторам, задерживающим грузы, участники рынка относят и таможню, она «сбоит» в оформлении грузов. Рассказывают, что таможня на складе временного хранения в Новороссийске не может отследить статус товаров, которые выпускаются до подачи декларации уполномоченным экономическим оператором, а системы центра электронного декларирования и СВХ не интегрированы.

«Грузовладельцы вынуждены в бумажной форме предоставлять таможенные и коммерческие документы по месту нахождения груза, из-за чего время оформления грузов из Турции для УЭО увеличивается на 10–30%», – рассказывает руководитель управления международной логистики Melon Fashion Group Ю. Вечерская.

Сухопутные погранпереходы под угрозой схода лавин. Два

Проектные мощности сухопутного погранперехода Верхний Ларс предполагают пропуск до 4 тыс. автотранспортных средств, общее количество полос движения увеличено до 39. В конце прошлого года погранпереход пропускал до 2,5 тыс. транспортных средств в сутки, однако в феврале 2023 через Верхний Ларс проезжают максимум 650 большегрузов, об этом говорит Оксана Феоктистова, директор бизнес-юнита ПЭК: GLOBAL. Большегрузы вынуждены лавировать между погранпереходами из-за опасности схода лавин.

«КПП Верхний Ларс часто закрыт из-за погодных условий и не справляется с объемами. Поэтому часть грузопотоков компании вынуждены перенаправлять на погранпереходы между Азербайджаном и Дагестаном (МАПП Яраг-Казмаляр и МАПП Тагиркент-Казмаляр)», – говорит она.

Такое решение увеличивает доставку из Турции на тыс. км. Однако пропускная способность МАПП Яраг-Казмаляр чуть более 200 большегрузов в сутки, поэтому на соседнем Тагиркент-Казмаляр обустроены две дополнительные полосы. Но, с учетом темпов роста грузопотока, пропускной способности обоих погранпереходов недостаточно, добавляет О. Феоктистова.

По состоянию на 6 февраля, срок автодоставки из Турции увеличился до 30 суток. А стоимость перевозки к концу 2022 года удвоилась – до $9,8 тыс., говорит Александр Кибальников, генеральный директор СПАК. И в ближайшие две недели ситуация на сухопутных погранпереходах явно не стабилизируется, говорят участники рынка.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions