На международном рынке причины изменений связывают с падением спроса вкупе с ростом числа контейнеров, тогда как в России – с достаточностью предложений от работающих с РФ судоходных компаний и конкуренцией гаваней.
«Снижение мировых цен на фрахт началось еще с июня этого года из-за низкого спроса в сочетании с ростом емкостей. В настоящее время снижение стоимости продолжается преимущественно на азиатских направлениях. Такая тенденция отчасти отражается и на российском рынке, однако со своими нюансами и пока не такая заметная», – объясняет генеральный директор компании «ЕвроТрансЭкспедиция» Кирилл Рассадкин.
Введение антироссийских санкций и уход глобальных морских линий в 2022 году спровоцировали повышение ставок и постоянные заторы в портах Владивостока, и, как следствие, существенную долю рынка заняли морские азиатские и российские линии, ориентирующиеся на то, что Россия оставалась и продолжает оставаться премиальным рынком по уровню ставок по сравнению с действующими в Европе. Тем не менее ставки морского фрахта в РФ постепенно падают, поскольку грузов становится меньше, а конкуренция с многочисленными китайскими линиями – выше. Влияет и перераспределение объема морских перевозок с конкурирующих друг с другом Дальнего Востока на Новороссийск и Санкт-Петербург.
«Так, на маршрутах до Новороссийска разные линии предлагают как снижение ставки за 40-футовый контейнер на $100, так и повышение на $350, в целом устанавливая цену на уровне от $1000. В то же время на маршруте от Китая до портов Северной Европы уровень ставок, хоть и находится на минимальных значениях, сильно отличается от предлагаемых в России условий: доставка 20-футового контейнера до порта Гамбург или Роттердам может стоить менее $500, а 40-футового – менее $900. Рентабельность перевозчиков сейчас низкая, так как обостряется отраслевая конкуренция и на рынке все еще недостаточно грузов для полной загрузки, – говорит руководитель направления мультимодальных перевозок FM Logistic в России Дмитрий Суховерша. – В ноябре падение или рост ставок морского фрахта зависит от определенных направлений и линий. По последней аналитике наших партнеров, в среднем ставки на доставку 40-футового контейнера из Китая до портов Санкт-Петербурга снизились на $185, Дальнего Востока – на $40. Но все зависит от конкретной линии и маршрута».
Тенденция на снижение может сохраниться в декабре, так как грузопотоки будут распределяться на все актуальные сервисы, считает Д. Суховерша. С ним согласен и Кирилл Рассадкин. «По нашим прогнозам, тенденция к снижению стоимостей на мировом рынке сохранится и в 2024 году и будет сулить финансовые потери для судоходных и экспедиторских компаний, снизит стоимость услуг нашего судоходства и, следовательно, объем ВВП, а также поступающих налогов, поскольку Россия – это страна с развитым судоходством. Однако ситуация никак не влияет на товарное ценообразование», – подчеркивает эксперт.