Барьер между пассажиром и водителем
«Это только моя инициатива, я хочу обезопасить таксистов от наглых и вооруженных пассажиров и пассажиров от агрессивных таксистов», – так на вопрос о целесообразности перегородок в такси ответил Павел Крупник.
«Степень агрессивности в обществе зашкаливает. Уверен, число нервных срывов будет только увеличиваться. В такси ежедневно фиксируются правонарушения. Либо таксистов избивают, либо таксисты совершают противоправные действия. Были бы перегородки, пассажиры могли бы избежать прямого контакта с негодяем за рулем и вызвать полицию», – с жаром говорит Крупник.
Вся оплата, почти 95% всех расчетов с таксистами, в безналичном режиме, добавляет он. Впрочем, и заказ таксист получает по телефону, от агрегатора или от диспетчера таксомоторной службы. А это значит, у водителя и пассажира нет необходимости прямого контакта. Разве что в случае размещения багажа в багажнике автомобиля, рассуждает Крупник. А это значит, появление перегородок не будет мешать ни пассажирам, ни водителю. Более того, настаивает депутат, перегородки будут способствовать эпидемиологической безопасности: они остановят распространение вирусов внутри салона автомобиля.
«Когда один, пренебрегая здоровьем других, выходит на улицу с температурой, чихает и кашляет, второй не заразится ни респираторным заболеванием, ни коронавирусом!» – продолжает П. Крупник.
Установка барьера никак не скажется на стоимости поездки, но повысит ее безопасность. Депутат уже направил обращение в Минтранс на имя Романа Старовойта.
«Учитывая положительный зарубежный опыт, а также востребованность такой практики в нашей стране, прошу оценить перспективность использования подобных барьеров в отечественных автомобилях такси. Внедрение таких барьеров положительно скажется на безопасности поездок на такси, улучшит санитарную ситуацию внутри автомобилей и будет способствовать привлекательности и росту авторитета профессии водителя такси», – говорится в тексте обращения.
Минтранс пока не ответил на это предложение.
«Дорогу покажешь?»
Коллеги в Госдуме предлагают вообще освободить таксистов от любых проверок перед выходом в рейс, продолжает Крупник и тут же говорит, что лично он не одобряет эти предложения.
«У нас такси превращается в какой-то маргинальный бизнес, который используют или как дополнительный заработок, или как возможность неофициального трудоустройства, выхода в теневой рынок. «Бомбилы» зарабатывают на перевозках пассажиров под различными энергетиками. И многие, отправляя детей в спортивные секции и музыкальные школы, рискуют. Такси – это уже не элитарный транспорт, вообще-то это удобный транспорт, который должен принести максимум комфорта пассажиру за его деньги. Но пока так не получается», – продолжает Крупник.
Современному пассажиру, который оплатил поездку в такси, должна быть предоставлена вся информация о таксисте: его фото, имя, водительский стаж и мобильный телефон. Если в такси сел ребенок, то он может эту информацию, для обеспечения собственной безопасности, переслать родителям.
«Работа в такси – это большая ответственность. Ранее это была привилегированная каста, а теперь в этот бизнес идут все, кому не лень. Но таксисты – это же не грузчики, они перевозят горожан и туристов», – продолжает Крупник.
Депутат ранее уже предлагал изменить правила и порядок трудоустройства в такси в крупных городах России. Претенденты на право управления такси, по мнению П. Крупника, помимо обязательных требований о наличии водительского удостоверения, стажа и лицензии, должны обладать знаниями о городе: знать его инфраструктуру и иметь навык прокладывать маршрут без использования навигатора. И главное, таксисты должны знать русский язык, категорично заявляет Крупник. Сейчас же, по утверждению депутата, таксисты не только не знают город, в котором работают, но даже язык тех, кого перевозят в салоне такси.
«Примеры из жизни: в ДТП на площади Искусств в Петербурге попал таксист, у которого не было ни прав на управление автотранспортным средством, ни медицинской страховки. Он не владел русским языком, но он был зарегистрирован в агрегаторе и выполнял пассажирские перевозки! Я уже написал письмо начальнику ГИБДД об организации обязательных пунктов приема для проверки таксистов, в том числе и на знание русского языка», ––и продолжает Крупник.
Участники рынка считают предложения петербургского депутата своевременными. Об увеличении числа «серых» такси заявил, в частности, директор департамента развития внутренней торговли федерального Минпромторга Никита Кузнецов, выступая на Дальневосточном форуме предпринимателей в сентябре. Таксисты работают или с агрегаторами, но это не столь выгодно, как работа с чат-ботами: специальная программа, прикрепленная к группе в мессенджере, задает «наводящие вопросы» и получает от пассажира информацию о пункте назначения, времени подачи. Этот перечень пересылается в группу, в которой состоят водители.
В Петербурге разрабатывают информационную систему, которая позволит повысить скорость и качество обработки заявлений и уведомлений о включении и изменении данных в реестры легковых такси, перевозчиков и служб заказа легковых такси. Ее разработчиком выступит ПАО «Ростелеком». Запустить информационную систему легковых такси планируется в начале 2025 года. Тогда же в рамках развития системы создадут личные кабинеты для перевозчиков и служб заказа легковых такси.