До сих пор не восстановлен электронный обмен документов по некоторым ранее выпущенным декларациям на товары (ДТ), об этом РЖД-Партнеру на условиях анонимности рассказывает один из участников рынка ВЭД.
«На запросы документов в электронном виде со стороны таможни решения по ДТ не приходят. А сроки нахождения замороженных средств на Едином лицевом счете увеличиваются на неопределенное время», — говорит он.
Расходы, которые понесли участники рынка, никто не компенсировал, добавляет собеседник РЖД-Партнера. И, более того, их никто и не планирует компенсировать. «Так как внештатная ситуация возникла по причине внешнего воздействия, а также ФТС не является стороной сделки», — говорит он.
Участники ВЭД массово звонили на горячие линии, связывались с руководством центров электронного декларирования для уточнения вопросов, как же поступать с предварительными декларациями, уже поданными в установленные сроки, корректировками деклараций на товары, «утерянными» в подвергнутой атаке базе таможенных органов, простаивающими скоропортящимися грузами и многими другими аспектами деятельности, так апрельскую ситуацию описывает другой участник рынка ВЭД.
«Участникам на некоторое время пришлось вспомнить, что ТК ЕАЭС. 104 статьей Кодекса предусмотрено не только электронное декларирование, но и письменные обращения. И тогда на официальные почтовые адреса «полетели» декларации», — продолжает собеседник РЖД-Партнера.
Более того, участниками рынка ВЭД и отраслевыми объединениями в тот период инициированы встречи с руководством таможенных постов (ЦЭД). Но на них, со слов собеседник РЖД-Партнера, получены лишь устные комментарии, что «декларации потерялись только на уровне таможен, но на центральном уровне вся информация осталась, скоро все будет восстановлено, сроки обозначим в ближайшие дни». Если возникла необходимость срочно выпускать груз, то необходимо подать заявление на отзыв и таможенный орган «быстро все рассмотрит, разберется и вернет списанные денежные средства», продолжает бизнесмен.
«Проходили дни, недели, никаких официальных комментариев нет и по сей день, также, как и не была объявлена внештатная ситуация, которая позволила бы бизнесу хотя бы частично компенсировать свои понесенные необоснованные убытки, связанные с хранением на терминалах, потерянных таможенных сборах, отзывах ПТД, ДТ, непоставкой товаров в установленный срок конечным покупателям товара и не поступление на потребительский рынок для реализации», — негодует собеседник.
Груз без документов
Участники рынка признаются, DDoS-атака на киберсистему ФТС лишила их возможности распоряжаться грузом. И, главное, увеличила затраты из-за простоя автотранспорта на таможенных постах. Выросли платежи за хранение в порту и СВХ. Участникам рынка пришлось оплачивать демередж и выплачивать дополнительные сборы за поздний вывоз со стороны морских линий. Кроме того, российские экспортеры и импортеры выплатили штрафные санкции, прописанные в договорах.
«Обращаться в суды и требовать каких-либо компенсаций со стороны таможенных органов абсолютно бесполезно. Торгово-промышленные палаты также не будут выдавать заключений о форс-мажоре из-за сбоя информационной системы ФТС, таким образом оспорить неустойки по контрактам с использованием данного заключение не получится», — разводит руками собеседник РЖД-Партнера.
Участники внешнеэкономической деятельности должны самостоятельно путем переговоров между собой принимать решения о полной или частичной компенсации затрат, при этом участвовать в этом будут как импортеры/экспортеры, так и таможенные представители с экспедиторами.
Пресс-служба ФТС, ссылаясь на публикацию в ТАСС, передает слова Руслана Давыдова, врио главы ФТС России, что таможня работает над усилением кибербезопасности своей ИТ-системы, для этого привлекают сторонних экспертов.