20 млн гектаров – площадь озимых под урожай 2024 года, что на 1 млн га больше, чем годом ранее. Перед уходом в зиму в хорошем и удовлетворительном состоянии находилось 96% посевов, что на уровне прошлого года. Одна из ключевых текущих задач на сегодня – качественная подготовка к посевной. В январе аграрии уже закупили порядка 200 тыс. тонн удобрений, это соответствует уровню прошлого года. Помимо этого, продолжается подготовка техники, средств защиты растений, топлива и семенного материала.
В целом по стране семенами зерновых аграрии уже обеспечены более чем на 90%. До 1 апреля им направят не менее 50% лимита в рамках «объединенной» субсидии. На совещании также заявили, что регионам необходимо контролировать подготовку семян подсолнечника, кукурузы, сахарной свеклы и овощей. При формировании плана высева в субъектах особый акцент должен быть сделан на использовании продукции отечественной селекции.
Российский АПК очень уязвим в ситуации, когда рынок открыт для иностранной селекции, отметил глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев. Сообщается о планах по частичному ограничению ввоза семян из недружественных стран. С 2024 года зарубежные производители смогут работать в России только в составе совместных предприятий, контрольная доля в которых будет принадлежать российским партнерам. До 1 марта 2024 года иностранные компании должны представить в Минсельхоз планы локализации – в противном случае им придется уйти с рынка.
Зерно из России
Основными направлениями для поставок зерна в 2023 году стали Иран и Индия. Номенклатура идет через российские порты, показатели по перевалке зерна выросли в 2023 году, до 56,2%, если сравнивать с 2022 годом. Положительное влияние оказали не только высокий урожай, но и расширение экспортных квот. Однако эффект от этих факторов постепенно исчерпывается: по итогам четвертого квартала по зерну был зафиксирован спад более чем на 5%.
Сообщается о росте грузопотока зерна через погранпереход «Самур», зерно автомобилями везут в Иран и Индию через Дагестан, Азербайджан, Грузию и Турцию. Аграрии большие надежды возлагают на увеличение объемов перевозок по МТК Север – Юг, которые, неминуемо повысятся после окончания строительства участка железной дороги Решт – Астара в Иране. Сейчас пропускная способность ограничена, она не превышает 1 млн тонн. После строительства участка и реконструкции переходов планируемая мощность дойдет до 15 млн тонн в год, отмечают российские аграрии.
Как стало известно сегодня, 29 января власти Казахстана и России на заседании межправительственной комиссии подняли вопрос о введении взаимных скидок на перевозку экспортных грузов по железной дороге. Власти Казахстана предлагают снизить коэффициент по тарифам Казахстанских железных дорог на перевозки российского зерна по восточной ветке коридора Север – Юг в направлении стран Центральной Азии. Взамен – применение понижающего коэффициента по транзитному тарифу Российских железных дорог на перевозки угля и железной руды в направлении латвийского порта Вентспилс.
Внутри России железнодорожные перевозки продукции АПК осложнены. Аграрии жалуются на рост тарифов и на увеличение показателей оборота вагонов. Есть опасения, что объемы погрузки, вероятно, будут меньше планов и ожиданий. Свои опасения аграрии связывают, в том числе, и с экстремально низкими температурами, которые снижают эффективность использования локомотивной тяги.