Петербург первым в России внедрил отечественные технологии искусственного интеллекта (ИИ) в сферу общественного электротранспорта. Со слов директора петербургского ГУП «Горэлектротранс» Дениса Минкина, с 2022 года.
«Полученный опыт позволяет переходить на новый этап испытаний в более сложных дорожных условиях, который будет проводиться в рамках ЭПР», – добавил он.
Систему активной помощи водителю, в которой есть элементы автопилота, установили на несколько серийных моделей трамваев: 71-923М «Богатырь М», 71-931М «Витязь М» и 71-932 «Невский» еще в 2022 году. Москва в схему общественного транспорта внедрила беспилотные трамваи в конце мая 2024 года. Поездка состоялась без пассажиров, но с человеком в кабине и с включенным искусственным интеллектом. В первую поездку ИИ трамвая во время движения по московским улицам собирал с помощью камер и лидаров данные для обучения нейронной сети и попутно исправлял до 90% ошибочных действий человека, разъяснили в пресс-службе Дептранса. Дальше – больше, ИИ в будущем будет не только повышать навыки распознавания встречающихся объектов – автомобилей, пешеходов, светофоров и дорожных знаков, но и получит возможность останавливаться, если кто-то вышел на рельсы. В Дептрансе Москвы подчеркивают, беспилотная технология московского трамвая уникальна, ее создали «московские специалисты метро без привлечения сторонних компаний».
«На третьем финальном этапе, до конца 2025 года, планируем запустить полностью беспилотный трамвай без водителя за пультом для поездок с пассажирами», – сказал на запуске беспилотного трамвая Максим Ликсутов, заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта.
К 2027 году по плану более 80% трамвайного подвижного состава столицы оборудуют автоматизированной системой управления. В Петербурге не намерены отставать от Москвы, здесь заявили о планах по созданию полностью беспилотного трамвая уже к 2026 году. Летом 2023 года на форуме SmartTRANSPORT соответствующее соглашение подписали Петербургский Горэлектротранс, российский разработчик искусственного интеллекта для наземного транспорта Cognitive Pilot и компания «ПК Транспортные системы». Более того, со слов Дениса Минкина, директора петербургского «Горэлектротранса», такой срок – не фантастический.
«Мы сделаем беспилотный трамвай. Потому что занимаются этим делом энтузиасты. Это научный интерес в первую очередь», – добавил он.
Трамвай с треугольником
Специальный треугольный знак «Автономное управление» показывает, что трамваем управляет ИИ. Софт, заявлено, автоматически выключается при внештатных ситуациях и передает управление водителю. Каждый трамвай застрахуют на 10 млн руб. в случае ущерба при ДТП. Производство беспилотного трамвая на порядок легче, чем производство беспилотного автомобиля, утверждают ученые.
«Автомобилю, в отличие от трамвая, для распознавания и прогнозирования дорожной сцены своего технического зрения недостаточно, нужны формализованные данные от инфраструктуры и от других автомобилей. Это делает проект беспилотного автомобильного движения инженерно на порядок сложнее. Задержка с проектом трамвая объясняется его не коммерческой, социальной сущностью, необходимо было тщательно взвесить все риски. Скажу сразу, как по беспилотному автодвижению, так и по беспилотному трамваю главная тревога – кибербезопасность. Все остальное решаемо», – разъяснил заведующий кафедрой «Организация и безопасность дорожного движения» МАДИ Султан Жанказиев.
Однако участники рынка скептически относятся к эксперименту. С их слов, беспилотный транспорт необходим, но он востребован на изолированных от транспорта и пешеходов трассах, сказал член общественного совета при Минтрансе Кирилл Янков.
«В московском транспорте логично было бы начинать именно с метро, непонятно, почему решено начать с трамваев», – резюмировал он.