Пассажирские перевозки
В силу снижения транспортной подвижности населения из-за пандемии COVID-19 пассажирооборот в 2020 году снизился на 42%, до 360,8 млрд пасс.-км, а объем перевозок – на 25%, до 13 млрд поездок, по данным Министерства транспорта РФ.
Число высокомаржинальных международных авиаперелетов в 2020 году упало на 76%, их доля в общей структуре авиаперевозок сократилась с 43 до 19%. В январе – июне 2021 года количество полетов выросло на 58% в годовом выражении (по данным Росавиации), но авиакомпании по-прежнему терпят убытки. Основные факторы: преобладание менее рентабельных внутренних перевозок, подорожание топлива, недозагрузка мощностей и необходимость погашения лизинговых платежей перед банками. В первой половине текущего года, по данным Авиастата, пассажирооборот на внутренних авиалиниях вырос на 18% по сравнению с докризисным 2019 годом, на международных рейсах – снизился на 77%. В целом пассажирооборот авиаперевозок в январе – июне 2021-го составил 62% показателя I полугодия благополучного 2019 года.
«По итогам 2021 года объем пассажирских авиаперевозок вырастет в среднем на 45–50% по сравнению с прошлым годом, преимущественно за счет внутреннего трафика. Восстановление на международных направлениях к 2022-му маловероятно из-за целого ряда факторов: сохраняющиеся карантинные меры, сокращение числа бизнес-поездок, снижение доходов населения, рост цен на авиабилеты. По нашему мнению, реанимировать пассажирооборот и компенсировать пандемийные убытки российский сектор авиаперевозок сможет лишь после постепенного восстановления международных перелетов – не ранее 2024 года», – прогнозирует Л. Баймухаметова.
Пассажирооборот на железнодорожных маршрутах дальнего следования сократился в прошлом году на 46%, пригородного сообщения – на 28% (по данным РЖД). За первые 6 месяцев 2021-го совокупный пассажирооборот восстановился до 80% от уровня 2019 года в результате возобновления и внутренних, и международных перевозок. «Мы ожидаем, что по итогам 2021 года при сохранении текущей эпидемиологической ситуации пассажирооборот на железных дорогах вырастет примерно на 30% по сравнению с 2020 годом. В таком случае этот сектор сможет вернуться к докризисному уровню уже в 2022 году», – отмечает эксперт.
В общественном транспорте в 2020-м наблюдались две разнонаправленные тенденции: активное развитие прокатного микротранспорта при сокращении поездок в общественном транспорте. В частности, по данным дептранса Москвы, объем велопроката вырос на 14%, а поездок на электросамокатах – в 5 раз. Метро, трамваи и троллейбусы по всей России показали снижение объема перевозок на 19% – до 4,7 млрд человек. За I полугодие 2021 года пассажиропоток московского метро вырос на 1,7% и вышел на уровень 2019-го. В регионах же метро восстанавливается медленнее, в частности, в Санкт-Петербурге пассажиропоток за первую половину 2021 года был на 20% ниже, чем за тот же период 2019-го. Число поездок на такси снизилось, но обороты большей части российских операторов и агрегаторов такси выросли за счет развития гиперлокальной доставки, курьерских услуг, каршеринга, корпоративного (b2b) сервиса. По итогам 2020 года доходы «Яндекс.Такси» увеличились в 1,5 раза, а валовой оборот сервиса «Ситимобил» – в 2 раза. По мнению НКР, в отсутствие новых ограничительных мер общественный транспорт по всей стране сможет полностью оправиться уже к концу 2021 года.
Грузовые перевозки
Как отмечают в НКР, грузоперевозки оказались достаточно устойчивыми даже в условиях пандемии: общий объем снизился в прошлом году всего на 6%, до 7,8 млрд т. Самое значительное снижение наблюдалось в грузоемких сырьевых секторах (уголь, черные металлы, нефть и нефтепродукты, цемент и пр.) – в среднем погрузка сократилась на 8–10% в 2020 году, что обусловило снижение железнодорожных грузоперевозок на 3% (до 1,2 млрд т), автомобильных – на 6% (до 5,4 млрд т).
Вместе с тем активное развитие электронной коммерции и значительный рост перевозок товаров повседневного спроса смягчили падение. В I полугодии 2021-го конъюнктура на мировых сырьевых рынках улучшилась, в России продолжилось оживление обрабатывающих производств (+6%, по данным Росстата), поэтому наблюдалось восстановление грузооборота до допандемийного уровня. Авиакомпании пытаются компенсировать убытки в пассажирском сегменте, наращивая грузооборот (+20% по сравнению с I полугодием 2019 г.), в том числе за счет перевозки продукции медицинского назначения (вакцин, аппаратов ИВЛ, защитных масок и пр.).
Одновременно идет перераспределение грузопотоков: отправители реже пользуются более дорогими видами транспорта (морской и речной транспорт) и все чаще – бюджетными железнодорожными перевозками, доля которых в структуре достигла 15% в 2021 году. Погрузка на железных дорогах вышла на допандемийный уровень уже в первой половине 2021-го – 633 млн т (по сети РЖД). Наблюдается рост международных перевозок, в частности, РЖД отчитывается о росте более чем в 1,5 раза и по тоннажу, и по контейнерным транзитным перевозкам между Китаем и Европой (+63%), Китаем и Белоруссией (+51%), странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Европы (рост в 8 раз без учета Китая).
По расчетам НКР, при консервативном сценарии объемы грузоперевозок в России в 2021 году будут на уровне 2019-го – порядка 1,3 млрд т. С высокой степенью вероятности они будут даже больше благодаря дальнейшему развитию мультимодальных перевозок, расширению пропускной способности Транссиба и БАМа, а также росту погрузки сельхозпродукции. Грузопотоки по Транссибу и БАМу поддержит августовское решение РЖД о возможности перевозки контейнеров в полувагонах, а не только на фитинговых платформах. Кроме того, в ноябре 2021 года в рамках проекта «Агроэкспресс» планируется запустить рефрижераторные агропоезда между Россией и Узбекистаном. Объемы автомобильных перевозок (65% всех грузов) в январе – июне 2021-го остались практически на уровне того же периода прошлого года и несколько снизились по сравнению с 2019 годом.
Вместе с тем, по данным биржи автомобильных грузоперевозок ATI.SU, в I полугодии было на две трети больше заявок на перевозки по РФ, чем годом ранее, и на 55% больше, чем в первой половине доковидного 2019 года. Основные драйверы восстановления автомобильных перевозок – развитие онлайн-торговли, увеличение объемов доставки товаров повседневного спроса, расширение географии (увеличение дальности) и повышение скорости доставки заказов. Однако рост сектора ограничивают цены на топливо, запасные детали, увеличение дорожных сборов, экспедиторских и прочих расходов.