Напомним, субсидии действуют для предприятий Северо-Запада и Дальнего Востока, которые столкнулись с закрытием рынков в ряде стран и сегодня налаживают торговые связи с новыми потребителями.
В то же время участники отрасли предлагают расширить применение дотаций на логистику, причем не только в перевозках в экспортных сообщениях, но и внутренних. В частности, говорит исполнительный директор АО «Дальлеспром» Альберт Дружинин, примерно 35% заготавливаемого на Дальнем Востоке круглого леса – это низкосортная древесина. Отправить за границу ее сегодня нельзя, в то же время мощностей для переработки данного вида сырья в ДФО нет. «Оставить на делянках такое количество леса мы не можем в соответствии с правилами заготовки, Лесным кодексом», – пояснил менеджер.
Выходом является отправка низкосортной древесины на ближайшие ЦБК или ЦКК, расположенные в Восточной Сибири. Однако, как показала практика железнодорожной перевозки, поставка такого леса для дальневосточников является убыточной.
Кроме того, в сегодняшних условиях, когда у лесопромышленников растут издержки и одновременно сокращается цена конечной продукции на внешних рынках, финансовой поддержки требует внутрипроизводственная логистика. Дальневосточные предприятия переработки и участки лесозаготовки находятся в достаточном удалении друг от друга, плечо составляет 250 км, рассказал А. Дружинин, и расходы на транспортировку древесины по железной дороге весомы.
Приоритет должен быть единым
Как известно, одним из послаблений для представителей ЛПК стали коррективы, внесенные во Временные правила определения очередности грузов. По согласованию регионов и Минпромторга, определенная часть экспортной лесопродукции должна получать приоритет в отправках грузов. Однако сегодня возникают большие проблемы с перевозкой другой номенклатуры лесных грузов, в частности с круглым лесом, который идет как на внутренний рынок, так и внешний (речь идет о породах, разрешенных к вывозу за рубеж).
«Если раньше предприятия получали согласование на 30-40% от требуемых вагонов, но могли самостоятельно определять, что именно они будут отправлять, то в настоящее время согласование на подачу вагонов под необработанную древесину происходит по остаточному принципу – за счет отказа от отправки согласованных других грузов. Иными словами, планирование становится почти невозможным», – заявила сенатор от Приморского края Людмила Талабаева.
Временные правила позволили более уверенно планировать отгрузку продукции деревообработки на экспорт, свидетельствует министр лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края Максим Гулько. «В то же время арендаторы лесных участков в целях заготовки древесины не могут сегодня решить вопрос отгрузки необработанных лесоматериалов неценных лиственных пород (осины, березы). Текущая ситуация не позволяет замораживать на складах до 30% заготавливаемого круглого леса, мощности по переработке которого отсутствуют», – уточнил министр.
В итоге предлагается изменение во Временных правилах: устранить положение о приоритете отправки переработанных лесоматериалов над другими лесными грузами, включив на равных все позиции грузов лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, говорит Л. Талабаева.
Добавим, погрузка лесных грузов на Дальневосточной магистрали в I полугодии составила примерно 1,5 млн т. Основной объем отправок приходится на Хабаровский край и Приморье. В этих регионах за 6 месяцев, соответственно, погружено 975 тыс. и 507 тыс. т лесопродукции, что ниже прошлогоднего результата на 19,3% и 16%.
Снижение во многом вызвано динамикой экспортных поставок. С начала года в регионах Дальнего Востока наблюдается на 30% снижение лесозаготовки и объемов выпуска лесоматериалов, проинформировал председатель НКО «Ассоциация «Дальэкспортлес» Александр Сидоренко. К негативным факторам он отнес и ежемесячное сокращение цены на пиломатериалы, рост себестоимости и прогнозируемый дефицит ресурсов.