В целом клиенты отмечают, что в ОАО «РЖД» приняли меры по содействию грузоотправителям. «У нас в основном все операции по отправке грузов в вагонах выполняются дистанционно. Ситуация с коронавирусом практически не отразилась на качестве сервиса: каким он был ранее, таким и остался», – отметил заместитель генерального директора по корпоративным коммуникациям АО «Загорский трубный завод» Игорь Гусенков.
Это же подтвердили при опросах и еще несколько представителей грузоотправителей из ряда отраслей – лесоперерабатывающего завода, предприятия цветной металлургии, карьера по добыче нерудных материалов.
«Ежедневный процесс идет, вопросы решаются», – сообщил начальник участка по работе с железной дорогой ООО «Абинский электрометаллургический завод» Леонид Лукин.
Полет нормальный, но есть и затруднения
Правда, было отмечено, что в целом РЖД ориентированы на личные контакты, связанные с подготовкой оригиналов ряда документов. При этом представители небольших компаний по-прежнему совершают визиты на станцию.
Дополнительные затруднения коронавирус внес разве что в работу центрального аппарата – часть менеджеров перевели на удаленку. Они не находятся на своих рабочих местах. Из-за этого случаются задержки с утверждением (регистрацией) дистанционно согласованных проектов отправки грузов, рассказали клиенты.
«На технологию железнодорожной перевозки коронавирус в целом не повлиял. По отзывам предприятий, на железных дорогах стараются делать все возможное, чтобы решать вопросы дистанционно. И все же приходится признать: многое на сети все-таки ориентировано на очные контакты», – призналась президент Некоммерческого партнерства защиты интересов грузовладельцев в сфере железнодорожного транспорта Алена Зябкина.
«Следует отметить: удаленная работа железных дорог должна строиться на защищенных каналах связи. Теоретически можно обеспечить шлюзы из сети интранет в глобальную паутину. Однако если речь идет об обеспечении устойчивости работы железнодорожной отрасли, то пока ОАО «РЖД» вряд ли готово к такому варианту. Подобную ситуацию, которая сложилась сейчас, можно было предусмотреть. Однако эти возможности (по удаленному доступу к закрытым сетям) нельзя реализовать за короткий промежуток времени», – подытожил президент АНО «Институт исследования проблем железнодорожного транспорта» Павел Иванкин. Это объясняет, почему у клиентов возможны задержки с утверждением (регистрацией) дистанционно согласованных проектов.
Три четверти документов – в электронном виде
Меньше всего проблем возникает у клиентов, взаимодействующих с ОАО «РЖД» в режиме АСУ – АСУ. Работа в АС ЭТРАН предполагает организацию удаленного доступа.
Как пояснил собеседник в ЦФТО, система бесплатно устанавливается на мобильный компьютер клиента. Если он это делает сейчас, то получает бесплатно одно рабочее место. Правда, для пролонгации работы потом придется все-таки заплатить за использование лицензии.
Причем в последнее время список документов, которые можно оформить в электронном виде, на сети РЖД расширился. Тем не менее остаются документы, которые приходится оформлять вручную. Например, при отставлении неисправных вагонов в ремонт.
В ОАО «РЖД» отметили увеличение объема электронного документооборота (ЭДО). С начала марта 2020 года ими было оформлено более 4,5 млн электронных перевозочных документов, что составляет порядка 75% от общего количества. При этом только за последнюю неделю клиенты ОАО «РЖД» оформили дополнительно почти 15 тыс. документов в удаленном режиме, не контактируя с другими грузоотправителями и железнодорожниками, что особенно важно в сложившейся эпидемиологической обстановке.
В феврале 2020 года к обмену ЭДО с ОАО «РЖД» были подключены 298 клиентов, с начала марта текущего года – еще 352. Кроме того, для онлайн-заказа услуг в постоянном режиме функционирует ЭТП «Грузовые перевозки».
В ООО «Цифровая логистика» подтвердили, что площадка работает в штатном режиме. А новые функции, которые сейчас открыты на ней, позволяют создать дополнительные условия для работы в компаний в удаленном режиме.
Кто готов заработать на коронавирусе?
Что касается предоставления услуг оперирования, то здесь представитель одного из крупных игроков на рынке дал такой ответ: «Если клиентам требуется заниматься грузоперевозками удаленно, то этим как раз готовы заниматься наши сотрудники. Причем наши сотрудники способны продолжать заниматься на удаленке». И это оказался довольно типичный ответ.
Иными словами, ряд крупных операторов ожидает, что к ним увеличится приток клиентов, которые привыкли сами ездить на станцию и отвозить туда пакеты документов в бумажном виде. «То, что у грузовладельцев могут возникать сложности с онлайн-сервисами, а ряд операторов рассчитывают предоставить им свои сервисы, само по себе неплохо. Однако образование новой ниши для оказания такого рода дополнительных услуг тем клиентам, которые вынуждены сидеть дома, вызывает определенные вопросы», – считает П. Иванкин.
По сути, речь идет о том, что на фоне временных трудностей клиентов может сформироваться новая прослойка информационных посредников для дистанционного взаимодействия с ОАО «РЖД». А ведь ранее в РФ стремились, наоборот, сократить количество разных посредников. К этому регуляторы призывали и ОАО «РЖД» как публичного перевозчика.
Заоблачная виртуализация
Напоследок попытаемся оценить, насколько глубоко затронет ситуация с коронавирусом сферу IT-сервисов и ускорит ли она цифровую трансформацию на транспорте, в том числе железнодорожном.
По данным провайдеров, в марте по подсчетам Solar JSOC, количество устройств, доступных по незащищенному протоколу удаленного доступа, выросло в РФ на 15%. Это соответствует результатам опросам АО «Эр-телеком холдинг», из которых следует, что полностью перевели на удаленную работу только 4,2% предприятий и частично – еще 9,7%. Однако меньше, чем зафиксировали исследования компании Positive Technologies: по ее данным, количество удаленных рабочих столов в РФ за 3 недели с конца февраля 2020 года увеличилось всего на 9%. Итого средний прирост доли удаленки составляет от 9 до 15%. Причем, как отметили эксперты, в основном он связан с тремя сегментами рынка: банками, телекоммуникациями и сервисными компаниями. Причем транспорт и логистика здесь не в лидерах.
А судя по намерениям значительного количества предприятий в качестве антикризисных мер урезать расходы на IT-сервисы в целом, в ближайшей перспективе сложно ожидать глубоких изменений. Особенно, если учесть, что большинство новых удаленных рабочих столов предприятия для оперативных контактов подключают через слабо защищенные интерфейсы на своих устаревших компьютерах. А значит, они рассматриваются как временное решение на период эпидемии. Неслучайно крупные IT-компании попросили Минкомсвязи включить всю цифровую индустрию РФ в список отраслей, наиболее пострадавших от пандемии и кризиса. Под таким углом зрения ОАО «РЖД» не представляет собой особого исключения из общего правила.