На рынке сложилась устойчивая картина: грузовладельцы страхуют грузы, перевозчики – профессиональную ответственность и дебиторскую задолженность, экспедиторы – все перечисленное. Для цифровых платформ, занимающихся автоматизацией грузовых перевозок, необходимо, кроме того, страховать себя от киберрисков, возникающих при работе с электронными ресурсами.
В первую очередь грузовладелец и оператор не всегда применяют наиболее продвинутые технологии, отдавая предпочтение дешевым электронным продуктам, которые исправно выполняют свою функцию, но не обеспечены серьезной защитой от кибератак. В случае проникновения в систему возможна не только потеря конфиденциальной информации, но и прямое вмешательство в бизнес-процессы, которое оборачивается потерей грузов, а зачастую и партнеров, не готовых более рисковать своими активами.
Кроме того, использование информационных технологий не ограждает от технических проблем, то есть поломки оборудования и нарушений работы программного оборудования. В случае если компания не прибегает к облачным сервисам хранения информации, часть данных может быть потеряна без возможности восстановления. Хотя это грозит и бумажным документам, все же риск моментального исчезновения архивов в информационном пространстве гораздо выше. Необходимо учитывать, что некорректное использование технологий может привести к причинению вреда третьим лицам и нарушению законодательства.
Формирование комплексной защиты от киберинцидентов подразумевает страхование электронного оборудования, профессиональной ответственности в IT-сфере, данных клиентов и информации. При этом в законодательстве РФ нет четких формулировок, как оценить вред от потери данных. В этом секторе основными страхователями выступают банки, поскольку стоимость информации, потерянной финансовыми организациями, можно оценить в денежном эквиваленте. В страхование сегодня включается стоимость восстановления данных и потери, возникших в результате временной остановки производства.
«Сегодня страховщики относятся достаточно настороженно к процессам, связанным с цифровыми рисками. Цифровизация фактически только пришла в нашу деятельность. Но мы уже готовим предложения и проекты, которые позволят перевести ответственность на платформы, имеющиеся на рынке», – прокомментировала основатель компании INCENTRE Елена Харламова.
Эксперт отмечает, также, что любая цифровизация – это всегда раздолье для мошенников, поэтому время честных контрактов, основанных на персональном доверии и дружбе, уже проходит. По итогам 2018 года специалистами Сбербанка уже отмечен рост преступлений с использованием социальной инженерии на 6%. В 2019 году одним из главных вызовов, по мнению крупнейшего банка, станут утечки данных корпораций в результате целевых атак на их сотрудников.