На рост тоннажа в портах и на железной дороге повлияли два фактора. В марте фиксировался очень большой прирост грузов, потому что компании стремились вывезти грузы из России после 24 февраля, опасаясь, что они могут застрять в РФ или попасть под санкции. И еще одна причина скачка – увеличение спроса на уголь в Европе в связи с ростом цен на энергоресурсы. Отсюда – активизация канала по вывозу казахстанского угля. По неофициальной информации, Казахстан в феврале перенаправил также ряд транзитных маршрутов из портов России в латвийские порты.
И все же грузопотоки в латвийском коридоре продолжают уменьшаться, и количество переваливаемых грузов вряд ли будет расти. В июне объем переваленных грузов в портах Латвии уже сократился на 6%, до 3,4 млн т. Это на 228,8 тыс. т меньше по сравнению с оборотом мая этого года.
По данным Министерства сообщений страны, влияние санкций в июне сказалось на снижении потоков нефтепродуктовых и химических грузов. Обработка наливных за январь – июнь 2022 года по отношению к январю – июню 2021-го упала на 16%, до 3,8 млн т. Но в портах подросли объемы контейнеризированных грузов – на 16,6%, до 2,4 млн т, накатные также увеличились на 17,5%, до 1,9 млн т. Как видим, латвийские компании по обработке контейнеров чувствуют себя неплохо. Несмотря на то, что в период пандемии нарушились логистические цепочки и сроки доставки, но вместе с тем появились и новые маршруты.
Сейчас наиболее уязвимым сектором латвийской транспортной системы является железнодорожный транспорт, потому что всегда был ориентирован по большому счету на транзит российских грузопотоков. Не секрет, что на долю российских и белорусских потоков приходится около 85% от общего объема, перевозимого по железной дороге. И возможная блокада границы может практически полностью остановить это движение.
Тоннаж Latvijas dzelzcels за январь – июнь пока в плюсовом поле во многом за счет казахстанских грузопотоков угля. А вот перевозки нефтепродуктовых грузов упали на 25%, до 2,16 млн т. Зерновых в I полугодии было зафиксировано 2,03 млн т (+11%). Однако железнодорожная компания уже несколько лет дотируется государством, а была самоокупаемой с миллионными отчислениями в бюджет. Министр транспортного ведомства недавно заявил в интервью прессе о том, что впредь дотации на продолжение деятельности железнодорожной компании будут измеряться десятками миллионов евро. При этом LDz продолжает увольнять сотрудников, распродает локомотивы и подвижной состав.
Латвийские предприниматели, стивидоры сейчас находятся в новой для себя ситуации, когда приходится выбирать короткий горизонт планирования.
Участники рынка отмечают, что в Латвии в сложные 1990-е гг. работать было проще. Текущая деятельность ведется на фоне постоянных ожиданий санкций, изменений и вопросов. Какие перспективы могут быть у страны, чьи коридоры были спланированы под транзитные потоки? Какая может быть грузовая база, если внутренних грузов на всех не хватит? Что будет в дальнейшем с российскими и белорусскими потоками в Латвии? Станет ли возможным транзит из третьих стран через Россию в порты Евросоюза?
Экономист Банка Латвии Янис Маурис в интервью агентству Leta рассказал, что «дальнейший прогресс в грузоперевозках во многом будет определяться будущими санкциями против России». Сейчас уже невозможен ввоз металлов, древесины, цемента и удобрений, а во второй половине года вступит в силу запрет на ввоз угля и других видов ископаемого топлива. Кроме того, в марте следующего года появится ограничение на ввоз различных нефтепродуктов в Европу, в результате чего объем грузов в латвийском транспортном секторе продолжит снижаться. Я. Маурис пояснил, что «худшим сценарием для отрасли будет ответ России на примененные к ней санкции отказом в транзите товаров через ее территорию». Это приведет к еще большему падению тоннажа в латвийских портах.
К моменту подготовки материала стало известно, что с 10 августа в Евросоюзе начал действовать запрет на импорт или транзитные перевозки российского угля и других твердых ископаемых видов топлива в рамках 5-го пакета санкций. По оценке Еврокомиссии, эмбарго затронет 25% всего российского угольного экспорта на сумму €8 млрд в год.