Уголь – ключевой груз для стивидоров Мурманского порта. Мощность порта – около 12 млн т угля в год. Это преимущественно экспорт.
В порту имеются еще объемы грузов, подвозимые по автодороге, а также по железнодорожным подходам северного хода. Но это – региональные грузопотоки. Выхода на Северо-Запад и Центр РФ по сети РЖД на Мурманск сейчас нет.
Когда восстановят движение?
Судя по характеру аварии, движение смогут восстановить к концу года. Фактически придется строить новый мост. Старый был построен в 1930 году.
Подходы к нему обновляли в 2014 году. А о модернизации основания в предыдущие годы не сообщалось.
Сильные паводки на реке Коле не редкость. Ранее они уже размывали железнодорожные пути, что вызывало перебои в движении поездов. Проблему решали, грубо говоря, подсыпкой балласта, сообщили специалисты. Возможно, поэтому известию о повреждении опоры моста не придали особого значения. Какие именно работы велись в связи с обнаруженным дефектом, не разглашается.
Сейчас рассматриваются разные варианты восстановления движения. В правительстве Мурманской области говорят, что в ОАО «РЖД» изучают возможность доставить к месту аварии новый более длинный пролет моста, чтобы его установить на оставшиеся опоры.
Чем заняты строители
По данным ОАО «РЖД», вероятнее всего, будет построен однопутный мост без несущих конструкций в русле реки – с двумя опорами по берегам и длиной основной пролетной части 110 м. «Сейчас сложно давать какие-то обещания о сроках начала движения по нему. Многое зависит от того, насколько сложные там грунты. Но пока мы видим, что это может быть конец этого – начало следующего года», – пояснил начальник Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» Геннадий Верховых.
Кроме того, в ОАО «РЖД» хотят построить 5,7 км нового пути, который позволит принимать поезда со станции Выходной на станцию Мурмаши и затем направлять их на станцию Мурманск – без пересадки пассажиров на автобусы. В этом проекте задействованы РЖД, АО «Ямалтрансстрой» и администрация области.
От Мурманска железная дорога в районе города Колы раздваивается: один путь идет на ст. Выходной – через тот участок, на котором и рухнул железнодорожный мост. Второй – на Блокпост км 9, ст. Мурмаши и затем Пяйве. Чтобы запустить остановившееся движение через этот второй путь, предложено от ст. Выходной построить перемычку длиной 5,7 км.
Этот участок предусматривался для обеспечения выхода к новому терминалу «Лавна». Здесь велось строительство земляного полотна. Оно, по данным подрядчика, почти готово. На него требуется уложить рельсошпальную решетку, а затем выправить пути.
В первое время составы пойдут в обход на тепловозной тяге. «Возможны размеры движения порядка 16 пар поездов в сутки, в том числе пассажирских», – уточнили в ОАО «РЖД».
Куда поедет экспорт?
Основная проблема – организовать подвоз топлива в Мурманск. Другой вопрос – экспорт угля и других грузов. Наиболее вероятный сценарий – переключение грузопотоков в Усть-Лугу и на Восточный полигон. Это предмет переговоров с РЖД.
Представитель крупнейшего в РФ экспортера угля подтвердил, что сейчас ведется работа с ОАО «РЖД» по перенаправлению потоков в другие порты и переадресовке грузов, которые в ходу. «Стараемся найти решения, которые минимизируют потери порта и грузоотправителей. Детальные решения будут позже», – сообщил собеседник.
По его словам, порт Мурманск за счет возможности грузить суда кейпсайз гораздо лучше по логистике, чем альтернативы. Например, фрахт до Китая на 15% ниже, чем из Усть-Луги, поэтому сложно найти альтернативы без потери доходности.
В логистику на Севере внесут поправки
Как добавил представитель одной из логистических компаний, схема перевозок через Мурманск позволяет при отправках по ряду маршрутов на север Европы экономить на морской составляющей.
Кроме того, Мурманск – ключ к отправке грузов по Севморпути. Соответственно, встает вопрос еще и о поправках в организацию северного завоза.
Предварительная оценка суммарных убытков позволяет говорить о том, что счет будет идти на сотни миллионов рублей.