Между морем и железкой
Сегодня на общую ситуацию с погрузкой негативно влияет спад экспорта угля. За 8 месяцев экспортные отправки составили 131,2 млн т угля – это на 9,3% меньше, чем годом ранее.
Санкционное давление, изменение географии поставок, сказавшееся в том числе на увеличении дальности перевозок, снижение российских индексов (на условиях FOB Балтика, FOB Тамань) повлияли на то, что угольщики вынуждены продавать меньше продукции за границу.
Отрасль находится в сложной ситуации, рассказал на конференции «Железнодорожные перевозки горно-металлургических грузов» руководитель департамента стратегии и аналитики СУЭК Игорь Куротченко. Рынки АТР остаются интересными для российских экспортеров, но проехать через Восточный полигон затруднительно. После эмбарго (ЕС ввело запрет на импорт угля из РФ 10 августа) поставщики вынуждены искать новые страны сбыта. Это Марокко, Турция, Индия, Пакистан. Как следствие, дальность морской перевозки в сравнении с традиционными маршрутами выросла более чем в 2 раза. При этом морской фрахт увеличился вчетверо.
Одной из проблем является доступность крупнотоннажных судов – 70% балкерного флота принадлежит так называемым недружественным странам, поэтому приходится рассчитывать главным образом на оставшуюся часть сухогрузов, что влияет на стоимость перевозки.
Не могли не повлиять на угольный бизнес и тарифные решения по железнодорожной транспортировке. С 1 июня тарифы РЖД проиндексированы на 11%. Одновременно отменен понижающий коэффициент (0,895) на отправку энергетических углей на экспорт и коэффициент (0,4) на дальность перевозки свыше 3,3 тыс. км. В результате груженый тариф на доставку угля на направлении Кузбасс – Ванино вырос на 60%, Кузбасс – Мурманск – на 52%, Кузбасс – Тамань – на 47%.
«По нашим оценкам, только на Северо-Западе угольные компании стали переплачивать [на логистике] 10 млрд руб. в месяц», – сказал И. Куротченко. Рост железнодорожных тарифов и фрахта, тяжелая политическая обстановка привели к тому, что сократились отгрузки угля на Мурманск, Усть-Лугу, Высоцк, сухопутные погранпереходы. За 8 месяцев падение к прошлогоднему уровню здесь оценивается в 17%.
В сегодняшних условиях экспорт угля, например, из Хакасии становится вовсе не выгодным. «Кузбасс при индексации тарифов на 2023 год также станет балансировать на грани рентабельности», – говорит представитель СУЭК.
Скидка как вопрос жизни и смерти
Чтобы сохранить объемы поставок угля, их еще возможно удержать, отмечает И. Куротченко, необходимо либо вернуть понижающий коэффициент 0,4 на дальность перевозки, либо предусмотреть скидки в рамках тарифного коридора РЖД на порты Северо-Запада в объеме 12,8%. В противном случае при дальнейшем снижении цен на уголь на FOB Балтика отгрузка в данном направлении будет прекращаться.
«Желание грузить на Восточный полигон есть. Для того, чтобы мы избежали падения, нужно или разрешить проезд на восток, что в текущей ситуации крайне сложно сделать, он перегружен, или поддержать хотя бы тарифным условием при перевозке на запад. Тем самым сможем нивелировать потери», – заключил эксперт, уточнив, что заместить сократившиеся объемы на внешних рынках внутренним не получается.
По оперативным данным, за 9 месяцев со станций РЖД отправлено 260,5 млн т угольной продукции, что на 5,9% ниже уровня января – сентября 2021 года. В том числе в прошлом месяце было погружено примерно 28,3 млн т. Это почти на 8% меньше прошлогодней сентябрьской погрузки.
Директор по развитию бизнеса и консалтинговой практики MMI Илья Коломеец считает, что рыночные возможности у поставщиков энергетических углей выглядят лучше, чем у экспортеров коксующихся марок. «Мы видим, что Европа под влиянием высоких цен на энергоносители и сценариев предстоящей зимы начинает раскачивать в том числе угольную генерацию. Возможно, это по цепочке, не прямым следствием, но приведет к улучшению экспортных альтернатив российских поставщиков», – не исключает он.