О приостановке поставок и работы над новыми бизнесами в России немецкий концерн объявил 2 марта после введения санкций в отношении РФ. Siemens заявила, что приостанавливает контракт на поставку РЖД 13 новых высокоскоростных поездов «Сапсан». Бюджет это сделки составляет более €513 млн. При этом компания пообещала продолжить «локальную деятельность по обслуживанию и ремонту в строгом соответствии с санкциями».
В марте спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что место немецкого концерна могут занять другие. В частности, на рынке обсуждалась такая альтернатива по поставкам поездов предприятием «Уральские локомотивы» (входит в группу «Синара»).
Но встал один из главных вопросов – дальнейшее техническое обслуживание и поставки комплектующих для уже находящихся в России «Сапсанов». Детально эти планы ОАО «РЖД» не озвучило. Комментируя ситуацию с приостановкой контракта, генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозеров тогда заявил, что «Сапсаны» продолжат ходить и при возникновении каких-то нюансов РЖД будут запчасти дорабатывать, «искать варианты, как это будет работать».
Зампредседателя комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Виктор Дерябкин считает, что ОАО «РЖД» выстроит новые логистические цепочки, чтобы не потерять поставки скоростных электропоездов «Ласточка» и «Сапсан» после ухода из России немецкого концерна Siemens.
«Не могут все санкции долго действовать. На российском рынке, с такими протяженными железными дорогами, востребованность колоссальная. Я думаю, через некоторое время успокоятся и вернутся. Не вернутся – найдем решение», – заявил он.
В качестве одного из вариантов решения проблемы он назвал Новочеркасский электровозостроительный завод в Ростовской области. «Мы в свое время заграницу электровозами обеспечивали, поэтому ничего смертельного для нас нет. Заменить, конечно, можно будет эти поезда. Помедленнее, может быть, будем ездить, но ничего страшного в этом нет, будем двигаться однозначно», – высказался депутат.
Лидер общероссийского движения предпринимателей Андрей Ковалев в интервью СМИ согласился, что Siemens потеряет инвестиции с уходом из России. «Siemens уходит с технологиями, самыми современными, с компетенциями, с высокопрофессиональными сотрудниками из Германии, которые работали в России», – сказал он.
При этом некритичной ситуацию на сегодня видит эксперт транспортного развития территорий ООО «ЛабГрад» Илья Резников. «На первый взгляд все кажется драматичным. А на второй – оказывается, что у нас прикладывают все усилия для того, чтобы обойти запреты – иногда с помощью параллельного импорта, иногда через какие-то внутренние договоренности. Прекращение поставок «Сапсанов» прямо сейчас не критично», – рассуждает он.
Эксперт поясняет, что, во-первых, в РФ сейчас нет новых линий, где они нужны. Во-вторых, Германия не единственная страна в мире, производящая скоростные поезда.
«Другое дело, что молниеносно заказать и получить составы, например, из Китая тоже невозможно. Строительство подвижного состава, как любой сложной техники, – это достаточно длинная история. Ну а пока ходят слухи, что в среде железнодорожников обсуждается вариант резервирования отдельных составов в качестве доноров запчастей для других поездов. Это довольно печальный, но проверенный метод, иногда метко называемый «техническим каннибализмом». Если почему-то невозможно приобрести запчасти, то с одного поезда начинают переставлять на другой», – комментирует И. Резников.
В определенной степени с ним солидарен и главный редактор ROLLINGSTOCK Сергей Белов, который при этом подчеркивает, что РЖД придется учитывать в планах расчета обеспечения пассажиропотока между Санкт-Петербургом и Москвой, что поступлений оставшихся по контракту машин не будет. В то же время текущая ситуация создает все предпосылки для реализации широкомасштабной программы строительства ВСМ в России по опыту Китая как сильной меры по поддержке экономики. «Крупнейший производитель поездов ВСМ, китайская CRRC, сейчас испытывает проблемы со снижением заказа на внутреннем рынке, а наличие в портфолио зарубежного контракта желаемо ими уже несколько лет. Поэтому потенциальный китайский партнер будет очень даже договороспособен в части локализации и трансфера технологий, хотя и у наших производителей достаточно компетенций для создания отечественной техники», – рассуждает он.
Согласно его предположениям, вопрос дальнейшего сервиса и обслуживания поездов в РЖД и «Синаре» прорабатывают уже с начала марта. И стоит ожидать, что персонал, занятый на сервисных мощностях, перейдет сейчас или в РЖД, или в «Синару». «Таким образом, в краткосрочной перспективе, конечно, возможны ограничения, которые негативно скажутся на ритмичности производства и обслуживания, однако российская сторона сможет их преодолеть в перспективе одного года. К тому же у РЖД большой парк электропоездов и электровозов производства «Трансмашхолдинга», которые могут стать временной заменой в случае необходимости», – говорит он.
Ранее председатель МОО «Союз пассажиров» Кирилл Янков высказывался о том, что заменить «Сапсаны» отечественными поездами возможно, но на это потребуется не менее 4–5 лет. Сервисное обслуживание «Сапсанов» теоретически можно осуществить силами отечественных предприятий, но опять-таки возникает проблема с запчастями. По его мнению, эта проблема не совсем нерешаемая, как в авиации, где серых запчастей крайне мало. Но, скорее всего, количество «Сапсанов» в эксплуатации будет сокращаться с перестановкой запчастей со старых на новые поезда.
Он также напоминает, что с 29 апреля между Москвой и Санкт-Петербургом вновь пустили «Невский экспресс», который по времени в пути несущественно уступает «Сапсану». Гипотетически можно наладить массовый выпуск вагонов «Невского экспресса», однако возникнет проблема с электровозами: локомотивы, которые могут развивать скорость 200 км/ч, либо чешского производства, либо производятся совместно с Alstom (также приостановил поставки и инвестиции в Россию).
Компания Siemens работала в России с 1852 года, обеспечила РЖД высокоскоростными поездами из семейства электропоездов Velaro, которые получили брендовое название «Сапсан». С 2009 года было поставлено 16 десятивагонных поездов серии ЭВС1 постоянного тока и ЭВС2 – двойного питания. Был подписан контракт на техническое обслуживание на 30 лет.