ДТП с участием ретротрамвая «Довлатов» произошло на Наличной улице у Новосмоленской набережной в пятницу 12 апреля. Первыми об инциденте сообщили очевидцы в соцсетях, а позже подтвердила пресс-служба СПб ГУП «Горэлектротранс». Под колесами «умного» трамвая оказались трое человек, их госпитализировали с травмами разной степени тяжести. Двоих выписали в день обращения. На видео, опубликованном прокуратурой, видно, пешеходы переходят дорогу на разрешающий сигнал светофора, а трамвай, не снижая скорости, въезжает в людей, находящихся на пешеходном переходе. По предварительным данным, у трамвая отказали тормоза.
«Вагон следовал с улицы Кораблестроителей без пассажиров, производилась обкатка вагона на предмет боковой качки», – сообщила пресс-служба СПб ГУП «Горэлектротранс» в пятницу.
Директор предприятия Денис Минкин в первые минуты сообщений о случае взял его под личный контроль, добавили в пресс-службе компании. Он лично посетил госпитализированных.
«Особо подчеркиваем, что Горэлектротранс заинтересован в максимально объективном, полном и прозрачном расследовании с целью выяснения истинных причин произошедшего», – добавили в пресс-службе. В дело вмешался губернатор Петербурга Александр Беглов. Он заявил, что всем пострадавшим в ДТП с трамваем в Василеостровском районе выплатят компенсацию.
Трамваи «Довлатов» – безопасны, об этом городские власти заявляли осенью 2023 года. Сообщалось, что в них установлены «комплексы активной безопасности» на основе российских разработок искусственного интеллекта Cognitive Pilot. Предполагалось, что эта система способна автоматически остановить состав, «если на путях окажется человек или предмет». Однако в момент ДТП система не была включена, об этом сообщили в пресс-службе компании Cognitive Tram Pilot, она разрабатывает управление системы автопилотирования. Здесь безапелляционно заявляют, во время аварии трамвай находился в ручном управлении.
«Но на этом трамвае Система «Умный трамвай» Cognitive Pilot не была включена. Трамвай новый. Проходил обкатку. Находился в ручном управлении. Систему автономной помощи водителя не инициировали», – заявили в пресс-службе организации.
В Горэлектротрансе не исключают, ретротрамвай после случившегося может больше никогда не выйти на городские линии. Но такое решение будет принято, если будет выявлена системная проблема, пока же идет расшифровка данных, об этом заявил директор Трамвайного парка № 3 Артем Михайлов.
«По данному инциденту проводится расшифровка систем бортового навигационного обеспечения, которое отвечает за тяговые, тормозные и прочие механизмы, в анализе задействованы записи видеонаблюдения с лобовой кабины водителя», – подчеркнул он.
«Довлатов» присоединился к «Достоевскому»
Ретротрамваи – это не просто общественный транспорт. В Северной столице они выполняют еще и туристическую функцию, об этом осенью прошлого года сообщала пресс-служба Смольного. А со слов Александра Беглова ретротрамвай «Довлатов» еще и очень красивый, внешне напоминает любимые ленинградские вагоны 1950–1960 годов. Кузов вагона изготовлен из современных композиционных материалов, причем это не повышает общую стоимость вагона. В салоне для удобства туристов разместили интерактивное окно-экран «Белые ночи» с навигационной и туристической информацией.
«Это наделяет обычный городской трамвай функционалом туристического. С помощью прозрачного экрана можно знакомиться с информацией о культурных объектах по ходу следования. К каждому объекту подготовлены вкладки: «История», «Блокада», «Факты», «Экспозиция», – сообщала пресс-служба Смольного.
Ретротрамвай «Довлатов» поставили Петербургу в ноябре. Он – вторая поступившая в Петербург модель ретротрамвая. Первая – «Достоевский». После приемки и обкатки «Довлатов» присоединится к «Достоевскому» в Трамвайном парке № 3. После полного укомплектования трамвайного парка вагонами новой серии «Довлатов» и «Достоевский» будут обслуживать маршруты №№ 3, 6, 16 и 40, проходящие в Центральном, Адмиралтейском, Петроградском и Василеостровском районах.
По данным Смольного, всего в рамках двух контрактов, заключенных ГУП «Горэлектротранс», городской бюджет оплатит покупку 76 трамваев с кузовом по мотивам трамвайной моды 1950–1960 годов и с уникальными техническими характеристиками для работы в центре Петербурга.