+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
26.08.2022 17:27:56
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

В России на 22% выросло производство трамваев, а денег на их покупку почти нет

Электротранспорт или выйдет на дороги России, или… О другом варианте производители предпочитают не говорить. Однако на их оптимизм влияет рост стоимости подвижного состава, участники рынка подозревают, что произведенный электротранспорт никто не купит.
Откуда деньги

250 новых трамваев вышли на дороги города в минувшем году, это на 17% больше, чем в 2020-м. Троллейбусов вышло больше, 358 ед., но рост по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года составил 12% – таковы данные отчета «Трамвайный и троллейбусный транспорт России. Итоги 2021», подготовленный Первой компанией транспортной инфраструктуры совместно с МАП ГЭТ при поддержке Strategy Partners. Итого рынок трамваев оценивают в более чем 20 млрд руб., а рынок троллейбусов – более чем в 8 млрд руб.

«Итого рынок подвижного состава – это примерно 30 млрд руб. Приблизительность оценки обусловлена тем, что ряд сделок по приобретению подвижного состава являются закрытыми – приобретаемыми по договорам лизинга, в рамках концессионных соглашений», – рассказывает РЖД-Партнеру Александр Постников, партнер Strategy Partners.

В прошлом году регионы вышли на рекорд по обновлению подвижного состава пассажирского электротранспорта. В этом году производители надеются на повтор: в июне этого года производство трамваев превысило 73%, если сравнивать показатель с июнем прошлого года, а если сравнивать с предыдущем месяцем, то рост на 37%, а с накопленным итогом за I полугодие – рост на 22%. Однако регионы, кажется, не готовы к рекордам. Причина проста: в бюджете нет денег.

У регионов есть пять источников на покупку электротранспорта. Во-первых, кредитные линии, во-вторых, концессия. Благодаря этим двум источникам только в Петербурге в этом году на линии выйдет 79 трамваев и 178 троллейбусов, еще 30 трамваев и 20 троллейбусов получит Челябинск, 50 трамваев – Таганрог и 11 Верхняя Пышма, 36 троллейбусов выйдут на улицы Брянска и 56 – Волгограда. Участники рынка не исключают, что, возможно, еще 47 трамваев закупит Челябинск и 5 троллейбусов – для Йошкар-Олы. Но концессионеров, готовых инвестировать в обновление подвижного состава, не очень много, а стоимость кредитов растет.

Обновление парка подвижного состава может происходить в рамках семилетних брутто-контрактов. Но первый город в России, где завершилась транспортная реформа, – Петербург, и здесь именно перевозчики обновляют парк, но только – автобусов. Обновлять электротранспорт в рамках семилетних брутто-контрактов невыгодно, разъясняют участники рынка. Вина электротранспорта – в долгом сроке службы. Трамвай эксплуатируют 30 лет, троллейбусы – в 2 раза меньше. Семилетние контакты все затраты не окупают, а на больший срок брутто-контакты не заключают, объясняют участники рынка. И главное – победитель в городском конкурсе, как правило, вкладывается не только в покупку электротранспорта, но и в строительство и обслуживание инфраструктуры для него.

Еще одним источником для обновления транспорта называют тарифы. Но он позволяет обновлять лишь 1/30 часть трамвайного парка (то есть если в парке 100 вагонов, то ежегодно обновлять можно лишь три) и 1/15 часть троллейбусного парка (из 100 троллейбусов ежегодно менять можно лишь шесть). Регион может, конечно, выдать субсидии компаниям-перевозчикам. Но средства направят на выплаты процентов по лизинговым платежам за подвижной состав либо напрямую на покупку подвижного состава.

«Субсидии позволят выплачивать меньшие суммы на приобретение нового подвижного состава», – говорит А. Постников.

Федеральный транш

Еще один источник – нацпроекты. В ближайшие два года, по ожиданиям участников рынка, объем выданных инфраструктурных кредитов достигнет 500 млрд руб. Однако пока точных цифр нет, так как нет информации о составе заявок в открытом доступе. Объем финансирования нацпроекта «Безопасные качественные дороги» – 10 млрд руб., он действует до 2024 года. Правила таковы: регионы приобретают транспорт с субсидией до 50%. Однако уже известно, что в ближайшие два года закупят всего 200 троллейбусов и 27 трамваев, часть средств направят на покупку 934 автобусов. И все. Деньги закончились.

В рамках федерального проекта «Чистый воздух» в ближайшие два года регионы получат более 20 млрд руб., которые направят в том числе на покупку электротранспорта. Но какую часть – вопрос открытый.

«Сложность выхода на заключение контракта поставки подвижного состава состоит в том, что заявку готовит министерство природных ресурсов региона. Чтобы попасть в заявку, городские власти должны приложить усилия. И главное – в конкурсе на закупку подвижного состава побеждает не производитель самого качественного подвижного состава, а производитель самого дешевого», – продолжает А. Постников.

Есть возможность привлечь внебюджетные средства: есть и инфраструктурные облигации, и инфраструктурные бюджетные кредиты. Однако федеральные средства в регионы идут с условием возврата. Ставка – 3% годовых, срок – не менее 15 лет. Регион погашать кредит на покупку электротранспорта начинает с третьего года его использования.
«Это, конечно, снижает нагрузку на региональные бюджеты», – говорит А. Постников.

Федеральные деньги идут как на проектирование транспортной инфраструктуры, так и на покупку подвижного состава. Участники рынка рассчитывают на деньги от Дом.РФ, он предоставляет финансирование на развитие транспортной инфраструктуры и обновление подвижного состава под 5,5% годовых на срок до 20 лет. Заемщиком является регион. Разницу между рыночной ставкой и ставкой финансирования компенсируют субсидией.

Около 40 млрд руб. может дать и ВЭБ.РФ. Заемщик – или регион, или город.

«Из рассмотренных пяти источников финансирования наиболее перспективными по продуктивности затраченных усилий и получаемым результатам являются федеральный проект «Чистый воздух» и инфраструктурные облигации от Дом.РФ. Но они требуют профессионально подготовленных документов, которые разработают специализированные команды», – заключает А. Постников.
А таковых в регионах, как правило, нет.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions