В 2007 году Европейская ассоциация железнодорожной промышленности (UNIFE) разработала отраслевой стандарт IRIS для оценки системы менеджмента качества на предприятиях, связанных с рельсовым транспортом. Тогда же между ассоциацией «ОПЖТ» и UNIFE был подписан меморандум о сотрудничестве, заключено лицензионное соглашение. К началу 2022-го соответствующие сертификаты международного уровня имело 139 юрлиц.
Однако с началом военных действий на Украине центр менеджмента IRIS прекратил сотрудничество с РФ, на портале глобальной системы оказались заблокированы учетные записи российских предприятий.
Участниками отрасли было решено продолжать эту работу, развивая национальную систему добровольной сертификации (СДС). К тому моменту у Объединения производителей железнодорожной техники имелся опыт плотного сотрудничества с европейскими коллегами – в 2017 году началась интеграция стандарта IRIS в систему ИСО (издание ИСО/ТС 22163).
Система, призванная обеспечить независимую оценку потребительских свойств выпускаемой продукции и функционирования менеджмента качества предприятий, связанных с потребностями железнодорожного транспорта, продолжила существовать под эгидой ОПЖТ. Изменения в СДС ассоциации зарегистрировал Росстандарт в апреле 2022 года. В июне был вручен первый сертификат.
«Тот опыт, который был у европейской системы, мы его переварили, актуализировали. Его мы не отрицаем. И соответственно обеспечиваем сегодня плавный переход из одной системы в другую», – говорит вице-президент, руководитель СДС ОПЖТ Алексей Рукавишников.
Оценка с выгодой
К настоящему времени проведено 37 аудитов, что, как отмечают в ОПЖТ, демонстрирует заинтересованность компаний в развитии своих систем управления качеством. 19 предприятий получили новые сертификаты, еще 18 закрывают замечания по результатам проведенных аудиторских проверок. Остальные сертифицированные в системе IRIS компании запланировали переход в отраслевую СДС.
«Процесс аудита строго фиксируется, осуществляется подконтрольно чек-листу. По результату аудита предприятие получает балльную оценку. Данные о сертифицированном предприятии размещаются на интернет-портале ОПЖТ в открытом доступе», – рассказал А. Рукавишников.
Отметим, что данное статус-кво позволяет поставщику участвовать в конкурсах РЖД на приоритетной основе. Таким образом, для промышленных предприятий, осуществляющих поставки продукции железнодорожного назначения, есть стимул и дальше развивать свои компетенции в сфере менеджмента качества.
В целях развития системы добровольной сертификации в июле текущего года по инициативе центра технического аудита (ЦТА) РЖД внесены изменения в типовые формы конкурсных процедур госкомпании в части учета дополнительных критериев в оценке систем менеджмента качества, сообщил первый замначальника ЦТА Андрей Вепринцев.
«После внесения изменений в РЖД преференции при закупках отдаются предприятиям, система менеджмента качества которых сертифицирована на требования ИСО/TС 22163 в СДС ОПЖТ. Ранее действовавшие критерии оценки систем менеджмента качества в европейской системе IRIS ОАО «РЖД» отменило», – уточнил А. Вепринцев.