Первый шаг в зеленую энергетику Россия уже сделала, об этом на Восточном экономическом форуме заявил губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко. Компания «Росатом» разместила в регионе плавучие атомные энергоблоки, для чего была создана отдельная структура – «Русатом Оверсиз» (структура «Росатома», продвигающая российские атомные технологии за рубежом) и французская Air Liquide (производитель промышленных газов) планируют построить на Сахалине комплекс по производству 30–100 тыс. т водорода в год. Это подтвердил вице-президент по маркетингу и развитию бизнеса АО «Русатом Оверсиз» Антон Москвин. «На Сахалине мы реализуем модель изолированной водородной экономики, где разные участники рынка из разных отраслей взаимодействуют друг с другом. Мы планируем построить крупнотоннажное производство водорода – предприятие на первой фазе, к 2024 году, будет производить порядка 30 тыс. т водорода, а к 2030-м этот объем будет увеличен до 100 тыс. т водорода в год», – сказал он.
АО «Русатом Оверсиз» – это структура «Росатома». Она продвигает российские атомные технологии на зарубежные рынки. Антон Москвин подчеркивает, что сахалинский водород тоже будут экспортировать, по плану – уже в 2025 году.
«Первое соглашение с покупателями водорода из Японии было подписано в 2019 году. Идут переговоры с заказчиками из Кореи», – продолжает спикер.
Болезненный вопрос – транспортировка
Губернатор Сахалинской области признается, что у региона выгодное географическое положение. Остров находится в непосредственной близости к крупным рынкам сбыта: Японии, Китаю, Южной Корее, другим странам быстроразвивающегося АТР. Он также входит в маршрут Северного морского пути. Однако экспорту водорода мешает важный фактор: до сих пор нет единого решения по транспортировке летучего элемента.
«Его невозможно просто перегнать по трубе. Или закачать в баллон и перевезти. То есть нам надо решить вопрос не только производства водорода, но и его транспортировки. Существует идея смешивать водород с азотом и передавать его в виде аммиака – так легче транспортировать. Но пока единого решения нет, оно будет выработано к концу года», – рассказал Валерий Лимаренко.
Транспортировка водорода тоже будет экологичной, отмечает губернатор региона. Уже подписано соглашение с ТМХ о запуске в 2023 году железнодорожного сообщения с использованием поездов на водородных топливных ячейках. Пока договор предусматривает поставку на остров семи поездов.
«Первый водородный поезд, мы договариваемся, пойдет уже в 2023 году. Многие его видят как паровоз, в который заливают водород и у него вылетает пар. Но ситуация еще проще. Водородный поезд – это обычная электричка, в которую энергия попадает не через провода, а через водородные топливные элементы. Это в упрощенной форме, конечно, но я хочу подчеркнуть, что водородная технология в России уже реализуется. Уже созданы элементы, которые станут предтечей технологических процессов», – заявил В. Лимаренко.
Сегодня на Сахалине решается вопрос об обучении специалистов, которые смогут работать с новой водородной энергетикой. Причем первую водородную группу энергетиков обучат уже в этом году.