Правда, стоит заметить: статистика I квартала обычно формируется под влиянием сезонных факторов. Соответственно, структура причин аварий и транспортных происшествий меняется во II квартале. На это обратили внимание участники рынка.
Маневровая работа опять хромает
Как отметили эксперты, на первое место в 2023 году вышел такой фактор, как нарушения в технологии маневровой работы, – это 55,8% от всех случаев, что на 2,9 п. п. больше, чем за аналогичный период прошлого года.
При этом чаще всего брак допускается работниками станций. И только четверть от данного типа нарушений связано с низким качеством работы локомотивных бригад.
Известны случаи, когда железнодорожники обращаются с подвижным составом не всегда, мягко скажем, аккуратно. При сортировках и формировании/расформировании поездов допускаются сильные рывки и толчки, которые приводят к его повреждениям.
Чаще всего это происходит, правда, в зимний период. В теплое время данный показатель улучшается.
Путевое хозяйство – без особых изменений
На втором месте – нарушения в текущем содержании пути. Они составили 15,4%, что на 0,3% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Весной обычно доля данного фактора возрастает. Это связано, как правило, с наступлением сезона паводков и подвижек земляного полотна. Так что нередко нарушения в текущем содержании пути по итогам II квартала выходят на первое место.
При этом стоит особо отметить отсутствие в I квартале аварий, связанных с изломом рельса. Однако вызывает тревогу увеличение доли других негативных факторов, включая неудовлетворительное содержание стрелочных переводов.
Ремонтники улучшили качество работы
На третьей позиции по количеству причин происшествий и аварий – нарушения правил ремонта подвижного состава соответственно на 15,4%. Однако этот показатель – на 4,2 п. п. лучше, чем за аналогичный период 2022 года.
Чаще всего брак допускали при ремонте тележек грузовых вагонов – это примерно половина от всех причин аварий и происшествий. Среди других наиболее часто проявившихся случаев – нарушения в технологии ремонта и технического обслуживания колесных пар, а также тормозного оборудования грузовых вагонов.
Однако, судя по статистике, ремонтные предприятия в 2023 году улучшили качество своей работы, а вот что касается состояния дел на станциях РЖД, то здесь, наоборот, было заметно ухудшение.
Промпредприятия подтянулись
Эксперты также уточнили, что на путях необщего пользования по сравнению с прошлым годом обстановка в целом несколько улучшилась, хотя и остается по-прежнему тревожной. Вместе с тем процентное соотношение причин, повлекших происшествия, не изменилось по сравнению с предыдущими месяцами.
Наиболее частыми причинами стали нарушения в текущем содержании пути (48% от общего их количества), нарушения в технологии маневровой работы (42%) и нарушение технологии погрузки-выгрузки (5%).
Как укрепить взаимодействие в РЖД
В Ассоциации «Промжелдортранс» особо отметили: технология ремонтов подвижного состава на железнодорожных путях необщего пользования организована грамотно, и существующие меры допуска локомотивов на инфраструктуру избыточны.
В ассоциации также считают крайне важным сформировать консолидированную позицию владельцев путей необщего пользования, которые взаимодействуют с РЖД в части выезда подвижного состава на инфраструктуру. Необходимо оптимизировать процесс допуска, не снижая при этом уровень безопасности движения.
В настоящее время при активном участии специалистов «Промжелдортранса» ведется переработка внутренних документов РЖД, связанных с допуском (Распоряжение № 1852р).
Работа по оптимизации порядка допуска проводится в рамках соглашения о взаимодействии между ОАО «РЖД» и «Промжелдортрансом» по вопросам обеспечения безопасности движения.