Учредители грузовой авиакомпании в Ленобласти – Игорь Владимирович Артикульный и Владимир Иванович Артикульный. Старший – еще и совладелец взлетно-посадочной полосы (ВПП) под деревней Гостилицы (Ломоносовский район Ленобласти). Новая грузовая авиакомпания будет базироваться именно на ней.
В. Артикульный совместно с Олегом Федоровым приобрел заброшенную авиационную площадку в 2007 году. Стратегический объект был построен в 1972-м для сельскохозяйственных нужд: с узловой летной площадки взлетали Ан-2, Аннушки для аэрохимической обработки колхозных полей всей Ленинградской области. Потом СССР и колхозы развалились, площадке грозило такое же будущее. Но совладельцы – за свой счет – отремонтировали обе взлетно-посадочные полосы: длина асфальтобетонной – 600 м, грунтовой – 700 м. «Грунтовая полоса используется, если в воздухе с самолетом произошла нештатная ситуация. Ситуация может быть разной: сильный боковой ветер или же трудности с хвостовым колесом, бывает, что самолет не выпустил шасси, и в этом случае лучше на грунт садиться. Пилот так сможет минимизировать свои потери», – рассказывает В. Артикульный
За неполных 14 лет совладельцы профинансировали строительство и ремонт нескольких ангаров для стоянки самолетов, трех рулежных дорожек и четырех перронов. Теперь под Гостилицами есть тренажерный комплекс, заправочная станция для авиатехники и сертифицированная авиационно-техническая база, которая оказывает услуги по ремонту и техническому обслуживанию летательных аппаратов. Для встречающих и провожающих оборудовано кафе с чаем и кофе, для летно-технического состава – места отдыха.
Вход на высоком спросе
В. Артикульный считает, что сейчас наиболее удачный период для выхода на рынок грузоперевозок: отрасль переживает период спроса. Подозрения бизнесмена подтверждает Росавиация: по данным ведомства, объем перевезенных грузов и почты в 2020 году по сравнению с 2019-м вырос на 2,3%, до 1,174 млн т.
Спрос был настолько высоким, что участники рынка авиационных грузоперевозок заявили о нехватке воздушного транспорта. Ассоциация авиационных экспедиторов, чтобы снизить дефицит, призвала авиакомпании рассмотреть возможность выполнения регулярных грузовых рейсов, а не только специальных чартерных. В прошлом году авиаперевозчики грузы доставляли в багажных отделениях и даже выкладывали их на места для пассажиров. Например, «Уральские авиалинии» переоборудовали 12 из 46 пассажирских самолетов А321 под перевозку груза в мягкой упаковке с загрузкой в пассажирский салон. Пресс-служба авиакомпании рассказала, что для этого салоны освободили от кресел.
Nordwind также задействовала все свои самолеты Boeing 777 для перевозки грузов из Китая в города Европы в том числе и на пассажирских сиденьях, рассказывает пресс-служба компании. Для этого авиакомпания обучила персонал, приобрела инвентарь для надежного крепления грузов и получила соответствующие разрешения.
Однако Наталия Пырьева, аналитик ГК «Финам», объясняет: авиакомпании, специализирующиеся на пассажирских перевозках, прибегли к перераспределению объемов пассажирских и деловых перевозок в грузовые и почтовые, чтобы нивелировать потери от снижения пассажиропотока. «Но данные меры не могут стать полноценной заменой пассажиров. Такого рода замена позволяет авиакомпаниям компенсировать порядка 10–15% от общей доли докризисного рынка», – сказала она.
То есть сразу после открытия границ для пассажирских перевозок компании вернутся к прежнему виду деятельности. По данным Росавиации, в 2020 году пассажиропоток упал более чем на 50%, до 153,5 млрд пасс.-км, а вот грузопоток показал намного меньшее снижение – на 4%, до 7,3 млрд пасс.-км.
«Бутон» к приему груза готов
Наземная служба под деревней Гостилицы в Ленобласти откликается пилотам на позывной «Бутон». В 2021 году деревенская взлетно-посадочная полоса – одна из крупнейших во всем Северо-Западном регионе – принимает самолеты и вертолеты круглый год, а совладельцы надеются увеличить режим работы и сделать работу авиационной полосы круглосуточной. Сособственники в ближайшее время разместят специальное световое оборудование.
«Пандемия изменила спрос: людям необходимо совершать полет минимальной компанией – это раз. И людям вообще необходимо лететь из одного региона в другой. Пусть не за час добраться во Псков, как на «Боинге», но за два-три часа. Вертолет может сесть даже на огород», – рассказывает В. Артикульный.
В планах у бизнесменов также установить на взлетно-посадочной площадке собственный таможенный терминал. Новая грузовая компания сможет совершать полеты и в другие страны.