Появление новых железнодорожных сервисов во Франции стало возможным после отмены монополии SNCF на пассажирские железнодорожные перевозки и открытия рынка для иностранных перевозчиков в 2009 году. Почти сразу на французскую сеть вышла компания Trenitalia, которая со своими высокоскоростными поездами конкурирует сегодня на линии Лион – Париж.
Railcoop – французское железнодорожное кооперативное общество, основанное в 2019 году. Это одна из первых частных компаний по обслуживанию пассажиров, созданных в контексте открытия рынка железнодорожных перевозок во Франции и прекращения монополии национального железнодорожного оператора SNCF. Но так как железнодорожная сеть в стране все еще остается государственной, принадлежащей государственному агентству SNCF Réseau, Railcoop будет платить за места для стыковок и уведомлять о расписании национальное управление по регулированию транспорта.
В условиях очень слабого использования железных дорог в малонаселенных районах и доминирования высокоскоростных поездов во Франции Railcoop сфокусировались именно на региональных перевозках.
Начав свою деятельность в качестве некоммерческой ассоциации в 2019 году, Railcoop в ноябре 2019 года стала «кооперативным обществом, преследующим коллективные интересы» (SCIC) и получила поддержку от широкого круга инвесторов, в том числе $500 тыс. от крупнейшего регионального правительства. Компания получила лицензию железнодорожного оператора в сентябре 2021 года.
Что же касается медленного сервиса, то он возродился во многом благодаря президенту страны Эммануэлю Макрону, которому не раз сообщали о необходимости сохранить железнодорожную сеть страны. Сегодня около 9 тыс. км железных дорог во Франции находятся в упадке и требуют ремонта. Правительство Макрона обратило внимание на эти линии и внесло их в трехлетний план по восстановлению от COVID, на который будет потрачено €100 млрд.
О ценах на билеты в медленные поезда пока не сообщается, но эксперты полагают, что они будут схожими с ценами на поездки в каршеринге вроде BlaBlaCar. Так, билет из Кана до Тулузы обойдется в €30. Сейчас SNCF требует за такую поездку от €50 до €90.
Но получение прибыли – не первоочередная задача Railcoop. Компания стремится возродить прерванные связи между городами, которые обошло стороной высокоскоростное сообщение и куда сегодня можно добраться только на авто. В будущем перевозчик планирует запустить ночные поезда (об их возрождении в Европе ранее писал РЖД-Партнер).
Одной из особенностей медленных поездов, как отмечает перевозчик, является получение удовольствия от путешествий. Именно поэтому в самих составах не будет вагонов-ресторанов, но вдоль маршрута следования будут оборудованы буфеты, где будут готовить блюда местной кухни, которые пассажирам предложат во время остановок.
По словам представителя компании, их цель – дать возможность посетить те районы Франции, куда невозможно добраться без автомобиля. Маршрутная сеть Railcoop будет сформирована к 2025 году, обещают в компании, поезда в среднем будут следовать со скоростью 90 км/ч. Подчеркивается, что выбор в пользу такого способа передвижения будут делать приверженцы экологичного образа жизни. А один из чиновников отметил, что только в медленно идущем поезде можно увидеть намного больше, да и думается в нем лучше.