По данным РЖД, в прошлом году через Восточный полигон было перевезено 148,8 млн т грузов. В этом году компания прогнозирует выйти на показатель почти в 160 млн т «с учетом того, как будут пускаться объекты». Провозные мощности Восточного полигона по итогам прошлого года составили 158 млн т, а по итогам 2023-го эта цифра составит 173 млн т, говорят в руководстве холдинга.
Докладывая президенту РФ об итогах работы в прошлом году, глава РЖД Олег Белозеров отмечал, что «не только по экспорту, но и по работе внутри Восточного полигона приросли – более чем на 8% перевезли больше грузов во внутреннем потреблении». Глава РЖД назвал это хорошим показателем, который говорит о том, что «экономика в этом макрорегионе активно развивается».
При всем при этом Восточный полигон всегда был загружен, и 2022 год стал пиковым периодом, проверившим БАМ и Транссиб на прочность. В РЖД начали периодически призывать клиентов и партнеров «проявлять больше ответственности при организации грузовых перевозок на лимитирующих направлениях». Сегодня в компании заявляют о том, что со своей стороны РЖД полностью соблюдают все договоренности и готовы перевезти заявленные объемы. Но, к сожалению, происходят случаи нерациональной логистики и сбои в работе других участников процесса.
«Не всегда можем в полной мере использовать провозную способность БАМа. Магистральные локомотивы слишком долго простаивают в депо у сервисных компаний, из-за чего происходят досадные сбои в доставке. Восточный полигон не резиновый. При существующем ажиотажном спросе в перевозках и дефиците мощностей все, что не погружено сейчас, восполнить будет практически невозможно», – заявляют в компании.
Все эти проблемы накладываются на результаты проверки Генпрокуратуры, показавшие, что I этап проекта по развитию БАМа и Транссиба не был реализован в установленные сроки. Более того, «серьезное отставание» идет и по II этапу модернизации Восточного полигона. В частности, по данным прокуратуры, по I этапу проекта на 30% участков не достигнута заложенная пропускная способность железной дороги несмотря на то, что его сроки уже переносились. Среди проблем, которые выявили прокуроры, – затягивание сроков подготовки проектной документации, «случаи задвоения работ», а также использование «экономически невыгодных способов строительства». Например, только в прошлом году прокуратура выявила завышение на 1 млрд руб. на трех объектах. После этого вмешательства стоимость строительства была снижена.
Сегодня в РЖД отчитываются о том, что «строительство идет опережающими темпами». Развернуты работы на всех 142 объектах, а летом будет задействовано около 30 тыс. рабочих. Сейчас трудится около 9600 человек и 2993 ед. техники.
И, если говорить конкретно о II этапе модернизации Восточного полигона, по словам первого заместителя генерального директора ОАО «РЖД» Сергея Кобзева, актуализированная стоимость объектов II этапа составила 894 млрд руб. (в ценах IV квартала 2021-го). Исходя из этого предварительная прогнозная стоимость реализации всего инвестпроекта составит ориентировочно 1 трлн 82 млрд руб.
На высоком токе
Одним из ключевых направлений сегодня является внешняя торговля, ориентированная на восток. Но эксперты и участники рынка грузовых железнодорожных перевозок не перестают подчеркивать: энергосистема не позволяет перевозить по БАМу больше грузов, не расширяя инфраструктуру. Сегодня есть технологические и технические решения, благодаря которым увеличивается пропускная и провозная способность БАМа. Но работа по ним по-прежнему идет не в полную силу из-за нехватки источников электроэнергии. На Восточном полигоне наблюдается большой дисбаланс в электроэнергии.
Вместе с тем в Минэнерго настаивают: все графики реализации схем энергоснабжения, подключения тяговых нагрузок, строительства дополнительных мощностей генерации синхронизированы с РЖД и регулярно рассматриваются правительством РФ. Так, по словам замминистра Евгения Грабчака, в рамках I этапа развития Восточного полигона уже введены (на середину декабря) в эксплуатацию 10 объектов, построено 2,3 тыс. км линий электропередачи и около 2 тыс. МВА трансформаторных мощностей. Финансирование идет за счет собственных средств компании «Россети». В рамках II этапа реализуется 7 мероприятий по крупному сетевому строительству: более 2 тыс. км ЛЭП и тысячи МВА трансформаторных мощностей.
В начале весны премьер-министр России Михаил Мишустин дал поручение вице-премьеру Александру Новаку и министру финансов Антону Силуанову проработать вопрос дальнейшего финансирования развития электроснабжения Восточного полигона РЖД.
А на недавнем совещании в Совете Федерации сенаторы указали на необходимость подключения механизмом ГЧП и концессий для привлечения частных инвестиций в электрификацию Восточного полигона. «Понятно, что рост объема вывоза грузов на восток будет только увеличиваться, нужно понять новые требования», – говорит председатель комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов. https://www.rzd-partner.ru/zhd-transport/comments/vostochnyy-poligon-v-poiskakh-kontsessii/
Не довезти и не вывезти
ЕС с 10 августа 2022-го полностью прекратил закупку российского угля. После этого производители столкнулись со сложностями при экспорте из-за отказа европейских страховщиков работать с ними по всему миру.
На проблемы с вывозом угля на экспорт осенью 2022 года жаловался губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев. Так, по словам чиновника, по состоянию на середину октября в Кузбассе простаивало 12 тыс. вагонов, в которых находится более 800 тыс. т угля. Из них 500 вагонов стояли еще с сентября. Весь этот объем грузов уже был принят к перевозке в восточном направлении РЖД, но «физически не отправлен со станций погрузки Кузбасса».
На начало 2023 года наблюдалась тенденция активной перевозки угля в российские порты на Северо-Западе. В январе, как отмечал заместитель гендиректора РЖД Алексей Шило, перевалочные мощности всех портов в регионе были полностью загружены под отправку угля и исходя из роста объемов погрузки угля на сети РЖД в адрес Северо-Запада в компании заявили, что поддержка в виде дополнительных скидок на перевозку угольным компаниям со стороны монополии на тот момент не требовалась.
Но уже через месяц С. Цивилев для привлечения дополнительных объемов и разгрузки восточного направления предложил ввести мораторий на повышение тарифной составляющей на железнодорожные перевозки угля до портов Северо-Запада в 2023–2024 гг. и возобновить действие понижающих коэффициентов при определении платы за экспортные перевозки угля в зависимости от расстояния.
По мнению губернатора Кузбасса, нужно также обеспечить в 2023 году ежемесячные комиссионные осмотры 83 первоочередных объектов Восточного полигона с участием представителей комиссий Госсовета «Энергетика» и «Транспорт», а также Совета потребителей по вопросам деятельности ОАО «РЖД». Минэнерго уже поддержало инициативу о «введении моратория на 2023–2024 гг. на изменение транспортных тарифов и налогового законодательства» в сфере грузоперевозок.
Рекордные объемы
Основным направлением транспортно-логистического развития на текущий год власти называют дальневосточное, а именно – расширение Байкало-Амурской магистрали и в целом восточного маршрута и реализацию задач, поставленных перед угольной отраслью.
В планах РЖД – выполнить в этом году работы на рекордную сумму 250 млрд руб., чтобы к концу 2023-го завершить строительство на 142 из 263 объектов БАМа и Транссиба. В частности, планируется запустить рабочее движение на 83 инфраструктурных объектах, поставить под напряжение 55 объектов тягового электроснабжения и построить 5 автоматических блокпостов. Это позволит к концу года увеличить провозные способности Восточного полигона с 158 до 173 млн т, отмечают в руководстве холдинга.
Всего в рамках II этапа модернизации БАМа и Транссиба, по данным РЖД, необходимо построить 1381 км дополнительных главных путей и 29 разъездов, реконструировать 4 разъезда и 29 станций, а также электрифицировать участок Волочаевка – Комсомольск-Сортировочный – Ванино протяженностью 820 км и усилить устройства тягового электроснабжения участков Транссиба и БАМа, которые сегодня электрифицированы. Также будет построен путь необщего пользования в морской порт Суходол.
Пул работ обширен, и планы по перевозкам грузоотправителей растут. Так, по итогам января – февраля на восток было погружено 46 млн т грузов (+7%), на экспорт вывезено всех грузов 24 млн т (+9,3%). При этом отмечается рост угля (+4,3%), контейнеров (рост в 1,5 раза), экспорт нефтяных грузов сохранен на уровне прошлого года с небольшим приростом в 0,3%.
Но, по опросам грузоотправителей, «активно браться за развитие восточного направления» нужно было еще 10 лет назад. Год от года кардинально ничего не меняется, и инфраструктурное развитие отстает от реальных потребностей, говорят участники рынка.