Тем не менее в городе сложилась патовая ситуация: фактически иностранным судам причалить просто негде, да и петербургским яхтсменам приходится несладко. Яхтенная инфраструктура развита только в части обеспечения образовательной деятельности: несколько лет успешно работает Академия парусного спорта яхт-клуба Санкт-Петербурга, в 2017 году была открыта первая государственная парусная школа «Крестовский остров», парусные направления открыты в спортивных школах олимпийского резерва «Балтийский берег» и в Школе высшего спортивного мастерства по водным видам спорта. Кроме того, функционирует несколько парусных секций при яхт-клубах.
Однако для взрослых спортсменов ситуация иная. «Основной флот города принадлежит речному яхт-клубу, ситуация с ним – это вопрос жизни и смерти. В данный момент причальный фронт закрыт, яхты стоят на берегу. Мы понимаем, что там есть спорные проекты, но судам действительно некуда даже причалить. Причалы Санкт-Петербургского парусного клуба по суду также выселяют с территории парусной школы «Крестовский остров». В яхт-клубе СКА встать негде. В Кронштадте клуб разрушен. Есть яхт-клуб «Балтиец», но туда трудно проходить. Фактически причаливать яхтам в Питере негде», – рассказал С. Алексеев. По его словам, этот вопрос следует решать немедленно, чтобы не пропустить следующий сезон.
В настоящий момент в городе существует несколько перспективных яхтенных проектов. Около «Лахта Центра» запланировано создание парусного центра международного класса, который будет включать создание причальной инфраструктуры, здания яхт-клуба, эллингов с ремонтными боксами, закрытой акватории для стоянки судов
и др. Как отметил командор яхт-клуба Санкт-Петербурга Владимир Любомиров, строительные работы идут по плану, в конце октября объект будет сдан в эксплуатацию, а в следующем году вступит в строй в полном объеме.
Еще один проект находится в Кронштадте на Тулонской аллее. Здесь, на месте бывшего Кронштадтского яхт-клуба, запланировано создание нового яхт-клуба и парусной школы, разработана программа развития территории в этом ключе. Главным акционером проекта является ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», однако в ближайшее время акции должны перейти новому инвестору. «Санкт-Петербургский парусный союз также является акционером (20%) и курирует в данной ситуации интересы яхтсменов и парусного сообщества, мы составили проект реконструкции. Но дальнейшие действия требуют решения о выборе нового акционера от властей Кронштадта. Надо решать скорее этот вопрос», – добавляет президент Санкт-Петербургского парусного союза.
Еще один вопрос, требующий внимания, по его мнению, – это яхты Спортивного клуба Армии, которые уже третий сезон стоят на берегу. Парусная общественность города заинтересована в том, чтобы эти яхты расширили крейсерский флот города, имели возможность участвовать в соревнованиях и плаваниях. В июле этого года состоялась встреча руководства СППС с руководством Спортивного клуба Армии, в ходе которой наметились пути решения ситуации. В частности, яхты могут быть признаны неиспользуемым военным имуществом и выставлены на продажу.
Наиболее острые проблемы, по словам С. Алексеева, связаны с Речным яхт-клубом профсоюзов, одним из старейших в мире. «Сегодня из-за непрофессионального управления людьми, которые не имеют отношения к яхтингу, клуб сдает позиции. Треть яхт до сих пор не спущены на воду. На грани закрытия детская спортивная парусная школа. Решением суда из-за противозаконной деятельности руководства клуба (ЧУ «Санкт-Петербургский речной яхт-клуба профсоюзов») и профсоюзов, которым принадлежит имущество клуба, фактически закрыт доступ яхтсменам к причальным стенкам. Яхтсмены просят руководство города вмешаться в ситуацию, восстановить деятельность Речного яхт-клуба, не допустить закрытия последнего в городе общедоступного исторического парусного центра», – рассказывает С. Алексеев.
Начальник объекта «Петровская коса» Школы высшего спортивного мастерства по водным видам спорта Кирилл Раевский, представляющий одну из сторон конфликта, прокомментировал ситуацию довольно скупо: «Школа занимается спортивной деятельностью, подготавливает спортсменов и другой деятельностью не занимается». Член совета капитанов РОО «Спортивный коллектив яхтсменов Санкт-Петербургского речного яхт-клуба» Никита Бриллиантов также высказался аккуратно: «То, что сейчас происходит в клубе, мне не совсем понятно. Дело, из-за которого яхтсменов заставляют освободить акваторию, датировано 2011 годом. Однако сейчас 2020-й. Почему приставы так долго ждали, чтобы демонтировать трапы?»
Речь идет о недавнем событии: УФССП потребовало от Речного яхт-клуба профсоюзов уведомить собственников яхт об освобождении акватории от плавсредств. Директор Речного яхт-клуба Вадим Епишин отмечает, что пока вопрос с освобождением акватории решить не удается: на швартовке находятся частные суда. Конфликт развернулся на фоне борьбы за коммерчески привлекательные территории месторасположения клуба.
Ранее акватория принадлежала морскому порту Санкт-Петербург. В феврале текущего года границы порта были изменены. Согласно новым границам, данная акватория должна перейти в ведение комитета по природопользованию Санкт-Петербурга. Сейчас пользование акваторией является совместным: у яхт-клуба заключен контракт с ШВСМ по ВВС им. Тюкалова.
Несмотря на фактическое отсутствие в городе причалов, способных принимать яхты (помимо Речного яхт-клуба, остальные три находятся на реконструкции), представители власти рассказывают о грандиозных планах. С. Корнеев отметил, что в данный момент прорабатывается вопрос запуска маршрута из Москвы в Санкт-Петербург по Золотому кольцу. Кроме того, по его словам, ведется постоянный диалог со странами Балтийского моря о включении Санкт-Петербурга в крупные яхтенные маршруты. «Балтийское море для туристов – это единый маршрут. Без Санкт-Петербурга яхтенные маршруты на Балтике как индустрия развиваться не могут», – считает С. Корнеев. По его оценке, яхтенный туризм сдерживается двумя факторами: международными формальностями и недостатком инфраструктурных мощностей.
Хочется верить, что, возможно, планы по международному развитию не упустят проблемы городских спортсменов. Ведь пока иностранным яхтсменам причалить негде, разговоры о запуске новых крупных маршрутов кажутся как минимум неуместными.