Регионом проработан комплексный проект в Булунском районе Якутии, который подразумевает реконструкцию существующего морского порта Тикси, расширение его границ с учетом создания в Хараулахской бухте глубоководного терминала «Найба». Последний позволит решить проблемы, связанные с дорогостоящим северным завозом и освоением новой грузовой базы. Речь, в частности, идет о золоторудном месторождении Кючус, месторождении россыпного олова Ручей Тирехтях, Депутатском оловорудном месторождении и др.
О необходимости господдержки проекта заявил на заседании совета по развитию Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при Совфеде глава правительства Якутии Андрей Тарасенко. По его словам, суда, которые сегодня обслуживают каботажные рейсы по Севморпути, в том числе субсидируемые государством, не могут быть обработаны действующими в республике терминалами.
«80% северного завоза – это Якутия. Но, получается, корабль заходит куда угодно – на Чукотку, Камчатку, а мы проходим мимо кассы. Потому что, если судно приходит в октябре, мы не можем его выгрузить [из-за ледовой обстановки]. Нужен порт, который позволит работать и всем нашим рекам, речным портам, где можно собирать груз и, соответственно, дальше возить по Северному морскому пути», – сказал А. Тарасенко.
Он предложил включить в программу развития СМП хотя бы частичное финансирование по проектированию либо строительству глубоководного порта. По его словам, это нужно и для частных компаний, которые планируют осуществлять свои проекты в арктической зоне Якутии.
«Инвестор все не может потянуть, важно, чтобы он почувствовал возможность совместной работы с государством», – сказал А. Тарасенко.
Идею строительства порта Найба поддерживают в «Росатоме», сообщил замдиректора дирекции Северного морского пути госкорпорации Максим Кулинко. Он добавил, что в этом году компания начнет обследование в Тикси, чтобы произвести дноуглубление у двух действующих причалов.
Севморпути нужно много портов
Как известно, правительством РФ утвержден план развития Севморпути до 2035 года. Предполагается, что объем вливаний составит 1 трлн 791 млрд руб., проинформировал глава Минвостокразвития Алексей Чекунков. Например, на постройку 10 ледоколов предусматривается 543 млрд руб., на строительство и модернизацию 14 портов и терминалов – 237 млрд, на заказ 141 ед. грузового флота и судов обеспечения – 192 млрд, для вывода на орбиту 12 спутников, в том числе для навигационной поддержки, – 111 млрд руб.
По словам А. Чекункова, налоговые доходы от реализации коммерческих проектов в Арктической зоне РФ к 2035 году превысят 16 трлн руб. «Таким образом, каждый рубль, вкладываемый государством в развитие СМП на горизонте следующих 12 лет, должен принести 10-кратную отдачу», – сказал министр.
Создание нового порта в Якутии должно повлиять на развитие экономики Арктической зоны на северо-востоке РФ и каботажных перевозок по Севморпути. Вместе с тем сейчас реализуется 13 проектов по портовой инфраструктуре, тяготеющих к различным участкам СМП, сообщил заместитель министра транспорта РФ Александр Пошивай.
Часть из них относятся к Мурманскому узлу. Это угольный терминал «Лавна» на 18 млн т, терминал минеральных удобрений «Тулома» на 4 млн т, терминал в районе Семиостровского рейда на 12,5 млн т (здесь будет обрабатываться груз с месторождений Ванкорского кластера, Пайяхской и Восточно-таймырской группы), а также перегрузочный комплекс СПГ в районе губы Ура мощностью 21,1 млн т, который технологически будет связан с работой порта Сабетта на Ямале.
В рамках развития порта Нарьян-Мар в районе п. Красное (Ненецкий автономный округ) ООО «Русхимком» планирует возвести к 2027 году терминал по перевалке метанола и стабильного газового конденсата мощностью 2,25 млн т.
На архипелаге Новая Земля намечено построить перегрузочный комплекс мощностью 280 тыс. т в год в составе горно-обогатительного комплекса на базе месторождения Павловское.
«По результатам реализации проектов развития портовой инфраструктуры перевалочные мощности в Западной Арктике увеличатся с текущих 92 млн т до 154 млн т в год», – рассказал замминистра.
Параллельно реализуются проекты в Восточной Арктике. Так, в 2022 году завершено строительство паромно-пассажирского причала на левом берегу Анадырского лимана, в п. Угольные Копи. Ведется проектирование реконструкции причала № 7 в порту Анадырь. Кроме того, уже завершено проектирование реконструкции терминала «Беринговский», которая позволит увеличить перевалочную мощность на 1,5 млн т.
Одновременно создается комплекс для перевалки СПГ в Камчатском крае, который позволит сократить маршрут и число судов-газовозов ледового класса, необходимых для обеспечения поставок газа в страны Азиатского-Тихоокеанского региона.