– Конечно, такие возможности в профессии выпадают крайне редко, когда складывается все в одно – и шанс полетать над родной страной, и, более того, над городом детства – над Лиепаей, и над своим домом: так я поприветствовал своих родителей. Они, кстати, знали о маршруте и были на улице во время пролета. Второй пилот, к слову, тоже родом из Лиепаи, так что, думаю, это как минимум было интересно.
– На какой высоте вы совершали большую часть полета?
– Мы работали в среднем на высоте 900 м, в так называемом неконтролируемом пространстве, когда могли, например, условно задержаться над той или иной красивой точкой, делая «восьмерки», разворачивая машину для возможности бо́льшего обзора, чтобы сидящие с разных сторон самолета могли внимательно порассматривать объекты и города. Диспетчеры, конечно, вели борт, но у нас была особая, своя маневренность на курсе.
– А как выстраивали маршрут?
– Рейс был увязан с временем заката солнца, чтобы пассажиры могли насладиться природным зрелищем. И в общем и целом взят курс на осмотр западной части страны.
Повезло с погодными условиями, хотя утро 25 октября было туманным, но к обеду распогодилось, пассажиры смогли получить удовольствие от масштабной сцены заката над морем на небольшой высоте. Потом мы немного поднялись над уровнем облаков и досмотрели закат уже на другой высоте. Большая часть маршрута пролегала на высоте всего 900 м, что позволяло легко рассматривать ландшафты под крылом.
– От Риги до Лиепаи 218 км. Как быстро вы долетели до западной точки Латвии?
– Примерно за 25 мин., хотя скорость на протяжении полета составляла всего 360 км/ч. Это та скорость, которая позволяла пассажирам наблюдать за пейзажами и происходящим на земле, в населенных пунктах и городах нашего маршрута. Над Лиепаей мы немного покружили, потом взяли курс до Вентспилса и вернулись затемно в Ригу.
– Перед началом полета вы обсуждали синхронизацию действий с экскурсоводом и стюардами?
– Да, мы согласовали примерный план, чтобы актер-гид Андрис Булис мог рассказывать истории о том или ином городке, над которым летели. Я сообщал пассажирам по громкой связи о том, что мы, к примеру, приближаемся к старому Салдусу (здесь производят известные на весь мир конфеты «Коровка». – Прим. авт.), а Андрис давал более подробную справку и исторические факты. Потом я добавлял, через сколько минут прибудем в Лиепаю, какая температура за бортом, называл высоту и тому подобные технические факты. Атмосфера была очень непринужденная!
– Автор проекта Лига Помере рассказала о том, что на всю организацию идеи, почерпнутой у австралийцев, ушло 17 дней. А как Вы стали участником?
– Маршрут и нюансы разрабатывали совместно с нашей авиакомпанией, и когда мне предложили возглавить экипаж, я сразу согласился. Это отличная и редкая возможность.
– Павел, а есть ли в мире город, над которым Вы бы хотели еще вот так полетать?
– Пожалуй, над крупным городом было бы очень интересно покружить, и прежде всего над Ригой. Это не очень сложно технически, кстати, но в то же время не совсем невинно по отношению к населению, принимая во внимание шумы и небольшую высоту подобного воздушного маршрута-экскурсии.
Беседовала Наталия Вострухова