– Спрос на экологически чистый транспорт есть, и он только будет расти – ориентировочно на 30% в год. Однако для стимуляции продаж электромобилей в РФ пока не разработаны действенные меры.
В европейских странах государство оказывает существенную поддержку автомобилистам, сделавшим выбор в пользу электромобилей. Например, в Германии и Франции гражданин, купивший экологически чистое авто, получает субсидии в размере €6 тыс., в Британии населению предлагают скидки и гранты на покупку электрокаров – $3,5 тыс., в Амстердаме – €5 тыс. Налоговые льготы для владельцев экологически чистого транспорта, субсидии и преференции, наличие отдельных бесплатных мест для парковки, ужесточение требований по топливной эффективности для транспорта, целевых значений по максимальному количеству выбросов вредных веществ – все эти меры стали в странах ЕС драйверами перехода на электротранспорт.
– Может ли российский автопром предложить электрокары, собранные целиком из отечественных комплектующих?
– Российский электромобиль Zetta, серийное производство которого стартовало в начале 2020 года на заводе в Тольятти, пока имеет только оригинальный дизайн и оснащен китайским аккумулятором GE Power Technology. Уже понятно, что электротранспорт Россия будет импортировать.
– Но ведь есть Lada Ellada. Она – первый серийный российский электромобиль производства АвтоВАЗа.
– Lada Ellada выпускали только с 2012 по 2014 год. Машина за 1,25 млн руб. не стала востребованной на рынке.
– Что, на Ваш взгляд, мешает переходу на экотранспорт?
– Высокая стоимость автомобилей. Но не это главное. Экотранспорт в России не может эксплуатироваться. Элементарно нет инфраструктуры для подзарядки. На всю Россию – не более 165 зарядных станций. И большая часть из них – в столицах.
Беседовала Алена Алешина